18 июля - Единый день информирования

18 июля - Единый день информирования

Темы:

1. Сильный лидер – гарант стабильности и безопасности государства к 30-летию Института Президентства в Республике Беларусь.

2. Об обеспечении безопасности дорожного движения

на территории Минской области

3. Медико-социальные последствия пьянства и алкоголизма, меры

по их предупреждению и преодолению в Минской области.

СИЛЬНЫЙ ЛИДЕР – ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА: К 30-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 

на основе сведений Министерства иностранных дел,

Министерства обороны, Министерства спорта и туризма,

Министерства труда и социальной защиты,

Министерства экономики Республики     Беларусь,
материалов государственных СМИ

Наша страна является одной из самых молодых президентских республик из более чем 150 государств. В Республике Беларусь этот институт был введен 30 лет назад. Сегодня уместный повод оценить не только настоящее, но и прошлое суверенной Беларуси, чтобы осознать, из сколь незавидного”стартового материала“ удалось построить независимую и суверенную страну, устремленную в будущее.

1. Сильный лидер – гарант стабильности и безопасности белорусского государства

После развала СССР и обретения Беларусью независимости для молодого белорусского государства наступило время экономического хаоса и политических авантюр, социальных неурядиц и духовного кризиса–”террора всеобщей нищеты“.

 Вспоминая этот период, Глава государства А.Г.Лукашенко
22 июня 2016 г. в своем выступлении на пятом Всебелорусском народном собрании сказал: ”Именно Беларусь как производитель конечной продукции наиболее остро ощутила последствия разрушения единого народно-хозяйственного комплекса. Создавались предпосылки, чтобы Беларусь оказалась под внешним управлением. Были попытки растащить лакомые куски госсобственности, а народ оставить нищим“.

Справочно:

Опубликованная в январе 1994 г. заметка Белинформа (БелТА) сегодня кажется невероятной:”В прошлом году отмечен рост нарушений законности со стороны местных Советов народных депутатов и их исполнительных органов. За одно лишь полугодие их выявлено 168… Причиной противозаконных действий является умышленное игнорирование законов должностными лицами“.

Другой пример. Руководство Белорусского народного фронта призывая людей на митинг 15 февраля 1994 г. в г.Минске обещало каждому участнику по одной сосиске(!). Желающих получить бесплатную кормежку (”фронтовой“ паек) оказалось много...

В эти ”лихие“ годы общество как никогда нуждалось в национальном лидере, способном отвести страну от пропасти.

15 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь. Впервые в Беларуси был учрежден институт президентства.

В этом же году состоялись первые выборы Президента Беларуси. Несмотря на беспрецедентное противодействие ”административного ресурса“, в первом туре среди шести кандидатов народный депутат А.Г.Лукашенко набрал 44,82% голосов. Избирательная кампания 1994 года была отмечена попытками коррумпированной номенклатуры и националистов помешать народу сделать свой выбор. В итоге понадобился второй тур голосования, по итогам которого А.Г.Лукашенко поддержали 80,34% избирателей.

Справочно:

Мандат народного доверия А.Г.Лукашенко убедительно подтверждался и на всех последующих президентских выборах в  2001 г., 2006 г., 2010 г., 2015 г. и 2020 г. 

Однако на практике Верховный Совет блокировал многие решения Главы государства, направленные на преодоление экономического кризиса. Поэтому А.Г.Лукашенко обратился к народу, выступив инициатором внесения изменений и дополнений в Основной Закон.
В 1996 году на втором республиканском референдуме проект Конституции, предложенный Главой государства, поддержали 70,5% от общего числа избирателей. В обновленном Основном Законе, в том числе существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов.

В стране началась совершенно другая история: эпоха не отчаяния, а созидания и развития. Так родилась президентская республика, которая позволила нашей стране добиться значительных успехов в государственном и хозяйственном строительстве за последние тридцать лет. Курс А.Г.Лукашенко на построение сильного правового социального государства полностью оправдался и дал конкретные результаты. В первую очередь благодаря постоянному обращению Президента к народу по самым насущным вопросам.

Справочно:

С момента принятия Конституции Республики Беларусь состоялись четыре республиканских референдума: 14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г.

В 2022 году в ходе обсуждения изменений и дополнений в Основной Закон большинство людей были категорически против любых ограничений власти Главы государства, в борьбе за независимость и суверенитет сплотившим вокруг себя подлинно патриотические силы.

А.Г.Лукашенко неоднократно прямо и открыто высказывался о своем президентстве. Как заявил Глава государства 6 июля 2023 г. на встрече с журналистами, ”Если вы думаете, что, находясь у этой власти, я что-то чрезмерное получил, и получил ли вообще, вы ошибаетесь. Ничего подобного. Я работаю на большой, высокой должности, которую мне доверил народ. Работаю. А не властвую“.

2. Знаковые достижения и вехи в истории суверенной Беларуси

Вниманию выступающих: общение с аудиторией по второму разделу рекомендуется начать с просмотра ролика ОНТ ”Беларусь ДО и ПОСЛЕ выборов: как Президент Александр Лукашенко оправдал надежды народа“ (https://www.youtube.com/watch?v=0oFE1ByObZ0).

Планируя 30 лет назад развитие суверенной Беларуси, Президент во главу государственной политики поставил человека, его интересы и потребности. Белорусские специалисты начали штудировать науку маркетинга, логистики, мировую конъюнктуру цен. Вместе с ростом экспорта стал наращиваться инвестиционный импорт. Валюта вкладывалась в обновление производств.

”Мы сумели сделать нашу страну не только суверенной, но и экономически независимой, что гораздо сложнее. У нас сохранена и приумножена общенародная собственность. Наша экономика развивается не за счет чьих-то подачек, а за счет нашего собственного труда“, – отметил белорусский лидер 2 марта 2006 г. на третьем ВНС.

Фактически только с середины 1990-х годов в республике был дан старт исследованиям и разработкам на основе традиций уникальной советской белорусской науки. Наша страна заметно продвинулась в нанотехнологиях, атомной и возобновляемой энергетике, аэрокосмической отрасли, искусственном интеллекте, цифровизации и роботизации, биотехнологиях и фармацевтике, машино- и приборостроении, точном земледелии, создании новых лекарств и методик в здравоохранении (только в 2023 году в рамках действующих научных программ по линии НАН Беларуси разработано 481 и доведено до стадии практического применения 446 новшеств).

Под руководством Главы государства в 2000-е годы реализованы многие высокотехнологические и инфраструктурные проекты, которые сегодня являются драйверами развития Беларуси (построены Белорусская атомная электростанция, Китайско-Белорусский индустриальный парк ”Великий камень“, завод ”БЕЛДЖИ“, Белорусская национальная биотехнологическая корпорация и другие знаковые объекты, выведены на орбиту четыре белорусских спутника, проведена первая гибридная операция на сердце и др.). Впервые в истории белорусского государства на орбитальной станции побывал гражданин Республики Беларусь – наша страна получила статус современной космической державы.

В Беларуси не стали следовать ”рекомендациям“ МВФ по сокращению господдержки сельхозпредприятий. Благодаря трудолюбию белорусских граждан и дальновидной политике Главы государства с его опытом хозяйствования ”от земли“, сегодня мы не только сами себя обеспечиваем продовольствием (причем за счет собственного производства), но и вошли в пятерку его крупнейших экспортеров в Европе.  

”Мы сделали интересы белорусов приоритетом нашей экономической политики. Социальное государство – это наш неизменный национальный бренд“, – отметил Президент Республики Беларусь, выступая на шестом ВНС 11 февраля 2021 г.

Даже в условиях беспрецедентного внешнего давления на нашу страну в Беларуси один из самых низких уровней малообеспеченности (бедности) населения. Если в середине 1990-х годов за чертой бедности находились более трети населения (38,4% в 1995 году), то сегодня уровень малообеспеченности – 3,6%.

За период 1991–2023 гг. реальные денежные доходы населения выросли почти в 5 раз, реальная заработная плата – практически
в 7 раз
(в долларовом эквиваленте заработная плата выросла почти в 10 раз).

Справочно:

За последние 30 лет финансовые возможности белорусов (покупательная способность доходов) выросли в разы. В середине 1990‑х гг. дохода хватило бы примерно на 20 кг говядины или свинины, если бы их можно было достать. А сегодня это более 100 кг. Тогда доступно было 13–14 кг сыра или сливочного масла, сегодня 46–48 кг.

Показатель обеспеченности населения жильем увеличился с 1991 года более чем в 1,5 раза.

Одно из ключевых направлений государственной политики – повышение благополучия семей. Комплексная система поддержки семей с детьми предусматривает гарантии и льготы в различных сферах их жизнедеятельности.

Особую заботу государство проявляет о старшем поколении (расходы на выплату пенсий составляют порядка 9% ВВП, что сопоставимо с развитыми странами).

В Беларуси гарантирована бесплатная и доступная медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения с бюджетной системой финансирования. В стране предоставлен 100% доступ граждан к медицинским услугам.

Во время вспышки в 2020 году коронавирусной инфекции (COVD-19) Глава государства не поддался давлению со стороны прозападных международных организаций и отдельных стран, требующих повсеместно закрыть в Беларуси производства, что неизбежно привело бы к тяжелейшим последствиям в экономике. Принятые белорусским руководством решения в отношении пандемии COVD-19 оказались абсолютно правильными и обоснованными.

Сегодня здравоохранение Республики Беларусь обладает практически всем спектром оказания медицинских услуг, что позволило свести до минимума направление наших граждан на лечение за рубеж.

В Республике Беларусь созданы необходимые условия для реализации конституционного права граждан страны на получение образования. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования, на конкурсной основе – бесплатность среднего специального и высшего образования.

С момента избрания А.Г.Лукашенко на должность Президента ключевым элементом внутренней политики является бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией.

Справочно:

Еще в 1994 году, освещая деятельность председателя парламентской комиссии по борьбе с коррупцией А.Г.Лукашенко, газета ”Советская Белоруссия“ писала: ”Такие люди – наша совесть. Они не потеряли точки опоры, хотя, как и все советские, от многого отказались… Лукашенко имел мужество назвать вещи своими именами, а не загонять проблему вовнутрь, что очень выгодно многим власть имущим“.

Ярким подтверждением слов Президента Республики Беларусь о том, что ”неприкасаемых в стране нет“ являются факты привлечения к уголовной ответственности должностных лиц независимо от их статуса. Сегодня удельный вес коррупционных преступлений от общего количества совершенных в республике преступлений не превышает 2%.

Еще в 2005 году Глава государства А.Г.Лукашенко обозначил осново-полагающий принцип взаимоотношений власти и людей: ”Гражданин должен прийти в одну организацию максимум два раза. Первый – чтобы запросить нужный ему документ, второй – чтобы его получить“.

Уникальная система работы с обращениями граждан, налаженная в Беларуси, практически не имеет аналогов в мире (ежемесячно осуществляется более 10 млн транзакций по оказанию 233 видов электронных услуг и 330 видов административных процедур).

В последние годы для белорусского общества особое значение приобрела историческая тематика, когда усилились настойчивые попытки коллективного Запада превратить итоги Второй мировой войны в инструмент идеологического противоборства. ”Впервые за годы своей независимости мы ставим эти два понятия – ”история“ и ”политика“ – рядом. До сих пор мы старались не политизировать историю“, – особо отметил белорусский лидер на совещании по вопросам реализации исторической политики 6 января 2022 г.

В Конституцию Республики Беларусь были внесены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти.

За годы президентства наша страна существенно укрепила свои позиции на международной арене. Мы не развязали ни одного вооруженного конфликта, не спровоцировали какого-либо международного противостояния, всегда занимали взвешенную позицию в ситуации напряженности между другими странами. Привыкли решать любые вопросы только за столом переговоров.

Президент Республики Беларусь неоднократно выступал с трибуны ООН, других международных площадок с весомыми инициативами, актуальными для многих государств и народов. В их числе ”чернобыльская“ проблематика, борьба с торговлей людьми, Хартия многообразия XXI века, ”пояс цифрового добрососедства“, поддержка естественной семьи и др.

”Мы выступаем за многополярный, справедливый мир с гарантиями развития для всех стран без исключения“, – подчеркнул А.Г.Лукашенко 15 июня 2023 г., принимая верительные грамоты послов зарубежных государств.

Суверенитет любого государства в значительной степени зависит от способности руководителя страны проводить эффективную политику в сфере национальной безопасности. Нынешним поколениям белорусов посчастливилось родиться и жить под мирным небом.

Процесс реформирования белорусской армии начался в середине 1990-х годов под непосредственным руководством Главы государства. В результате в Беларуси были созданы компактные, мобильные и высокотехнологичные Вооруженные Силы.

Стратегические документы, принятые на седьмом ВНС в 2024 году, – Концепция национальной безопасности и Военная доктрина – ответ на современные вызовы и угрозы нашему конституционному строю.

Как отметил А.Г.Лукашенко 18 июня 2024 г. на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь, ”Наши национальные стратегические интересы в сфере безопасности определены. Здесь все предельно ясно… Мы никому никогда не угрожали. Более того, открыто (в отличие от других стран) доводим наши подходы всем“.

30 лет Беларусь уверенно развивает механизмы демократического управления государством.

Еще в 1996 году по инициативе Главы государства А.Г.Лукашенко впервые было созвано Всебелорусское народное собрание. Название доклада А.Г.Лукашенко ”Только народ вправе решать свою судьбу“ предопределило магистральный смысл общественно-политической жизни нашей страны. Итогом стало принятие ВНС первой в истории суверенной Беларуси Программы социально-экономического развития страны на пятилетку. В дальнейшем на форумах, прошедших в 2001, 2006, 2010, 2016, 2021 и 2024 годах, намечались ориентиры и приоритеты развития государства во всех областях экономики и социально-культурной сферы.

В нашей стране... у руля находятся не олигархи, не потомственные правители, а люди, которых выдвигает на должности сама жизнь. И выдвигает из своей гущи, из народа, – отметил А.Г.Лукашенко на республиканском семинаре-совещании ”Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне“ 10 июня 2022 г.

Уникальная связь Президента и народа не могла не вызвать неприязнь наших внешних оппонентов. По словам Главы государства, ”шатать“ нашу страну пытались различными гибридными методами из года в год. Провалились с десяток попыток ”цветных революций“. Один из таких ”накатов“ мы ощутили в 2020 году. Попытку мятежа предприняли ”дутые“ главари оппозиции, образы которых были ”вылеплены“ иностранными политтехнологами, а бюджеты ”накачаны“ из-за границы. Однако наш Президент не поддался шантажу и не выбрал путь побега, как некоторые другие лидеры в похожих обстоятельствах. События 2020 года на практике показали решительность белорусского лидера принимать действенные меры к сохранению спокойствия и стабильности в государстве.

В Беларуси продолжается процесс развития гражданского общества, раскрывается потенциал гражданских активистов.

Рекомендуемый для прочтения материал газеты «СБ. Беларусь сегодня» от 10 июля 2024 г.: «Поистине судьбоносный выбор белорусского народа. Ровно 30 лет назад Александра Лукашенко избрали Президентом» (https://www.sb.by/articles/vmeste-so-svoim-narodom-1994-2024.html#1).

****

С первых лет президентства А.Г.Лукашенко в народе его называют ”Батькой“ – за его близость к народу, любовь к Родине, искренность и открытость. Испокон веков в Беларуси сложилось, что батька – это первый среди равных. Власть в Беларуси XXI века – ”свойская“, ”людская“ во главе с подлинным национальным лидером, умеющим твердо постоять за свою страну и народ.

Основу достижений страны Президент Республики Беларусь сформулировал еще в 2006 году в ходе третьего Всебелорусского народного собрания: ”Сильная государственная власть, сильная социальная политика и опора на народ – вот и весь секрет наших успехов“.

Завершая свое выступление на седьмом Всебелорусском народном собрании 24 апреля 2024 г., белорусский лидер сказал: Только мы знаем, каким должно быть будущее Беларуси, какой должна быть наша страна, как сделать ее сильнее... мы выбрали сильную, суверенную, независимую, мирную Беларусь. И в это сложное, противоречивое время надо выстоять! Мы должны это сделать. Время выбрало нас!“.

«Об обеспечении безопасности дорожного движения на территории Минской области»

Обеспечение безопасности дорожного движения – одна из главных задач, стоящих перед государственными органами. Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, повреждением материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике государства. По оценкам специалистов, потери, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров, других видов несчастных случаев.         

В первом полугодии 2024 года на территории Минской области зарегистрировано 296 дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), в которых 55 человек погибли и 320 получили ранения. Произошло более 6 тысяч автоаварий, в результате которых люди не пострадали, однако причинен материальный ущерб.

В сравнении со средними значениями показателей аварийности за аналогичный период 2019-2023 гг. количество ДТП возросло на 3 единицы, раненых  –  на 10 человек, количество погибших снизилось – на 5 человек, ДТП по вине нетрезвых водителей – на 15 единиц.

Основное количество ДТП приходится на наезды на пешеходов (23%), опрокидывания (17%), наезды на препятствия (16%), причинами которых в основном являются несоблюдение водителями безопасной скорости движения транспортных средств (17%), нарушение правил проезда пешеходных переходов (10%) и маневрирования.

Наибольшее количество погибших в ДТП граждан зарегистрировано в результате наездов на пешеходов и наездов на препятствие (29% и 27% от общего количества погибших соответственно), совершенных из-за нарушения правил дорожного движения пешеходами, а также нарушений правил маневрирования и обгона транспортных средств. 

Наибольшее количество ДТП совершено в четверг, среду и воскресенье, со смертельными последствиями – во субботу и четверг. Основную аварийную опасность представляет суточный интервал
с 17 до 19 часов.

ПЕШЕХОДЫ

Самым незащищенным участником дорожного движения является пешеход. Водителя, в случае ДТП, может защитить металлический корпус транспортного средства, пешеход такой защитой не обладает. Об этом надо постоянно помнить и при выходе на проезжую часть осознавать
ту опасность, которой пеший участник движения подвергает себя.
Так пешеходы порой забывают, что даже на пешеходном переходе они обязаны переходить проезжую часть, убедившись, что этот выход для них безопасен.

С участием пешеходов в текущем году зарегистрировано 68 ДТП, в которых 16 человек погибло и 56 - получило травмы и увечья. По вине самих пешеходов произошло 24 ДТП, в которых 8 человек погибло и 16 получило травмы. Практически все аварии с погибшими пешеходами случились в темное время суток, многие из пешеходов не были обозначены световозвращающими элементами.

Справочно: 18 апреля 2024 года около 22.15 часов на ул. Гагарина г. Борисова, водитель 1994 г.р., управляя автомобилем «Вольво», двигаясь со стороны
ул. 3-го Интернационала в направлении пр-та Революции, совершил наезд на пешехода, местную жительницу, 1968 г.р., которая переходила проезжую часть в неустановленном месте. СВЭ не обозначена. В результате ДТП пешеход от полученных телесных повреждений скончалась на месте происшествия.

19 июня 2024 года около 22:30 часов на 2-м км автомобильной дороге «Подъезд к г. Воложин №1 от а/д М-6 «Минск - Гродно», водитель 1965 г.р., двигаясь на автомобиле «Тойота» в направлении г. Воложин, совершила наезд на пешехода, жителя д. Капустино, Воложинского района, 1967 г.р., который находился в полосе движения. СВЭ не обозначен.  В результате ДТП пешеход от полученных телесных повреждений скончался.

Наибольший уровень пешеходного травматизма отмечается в осеннее-зимний период. Это обусловлено сокращением продолжительности светлого времени суток и нежеланием пешеходов обозначать себя световозвращающими элементами.

Ситуация усложняется еще и тем, что пешеходы, как правило, думают, что тот, кто за рулем, их уже заметил. Проводимый Госавтоинспекцией эксперимент позволил установить, что в темноте из салона автомобиля человек в темной одежде при ближнем свете фар различим лишь на расстоянии 25-30 м. При скорости 60 км/ч за одну секунду автомобиль проезжает около 17 метров, что практически не оставляет шансов водителю остановить транспортное средство избежав наезда.

 Правила дорожного движения обязывают пешехода при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток обозначить себя световозвращающим элементом (элементами, п.17.1 ПДД).

Фликер (светоотражательный элемент) на одежде – реальный способ уберечься от травмы на неосвещенной дороге. ГАИ рекомендует пешеходам обозначить себя светоотражающими элементами на левой и правой руках, подвесить по одному фликеру на ремень и сзади. Фликеры белого или лимонного цветов имеет наиболее оптимальную светоотражаемость. Кстати, оранжевые зайчики, зеленые белочки, огненно-красные сердечки сложно назвать фликерами. Скорее всего - это яркие сувениры, которые так любят маленькие дети.

Изображение удалено.

Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП Республики Беларусь) предусмотрена ответственность за нарушение правил дорожного движения пешеходами. Так, при движении пешехода в темное время суток по проезжей части, не обозначив себя фликером, влечет наложение штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин. Если нарушение им Правил дорожного движения повлекло создание аварийной ситуации, то размер штрафа составляет от 3 до 8 базовых величин. На сумму от 3 до 5 базовых величин штрафуется пешеход, если он находится на дороге в состоянии алкогольного опьянения. В случае если нарушение Правил дорожного движения повлекло причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, виновный подвергается штрафу от 5 до 20 базовых величин.

В крупных городах проблемой остаются наезды на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах. Несмотря на то, что при этом очевидна вина водителей, которые нарушают требования правил проезда нерегулируемых пешеходных переходов, здесь усматривается и личная беспечность пешеходов. Имея преимущество, пешеход обязан быть предельно внимательным, осторожным, не отвлекаться при переходе проезжей части и своими действиями не создавать препятствия для движения транспортных средств.

Не редко происходят ДТП из-за нарушения водителями правил проезда пешеходных переходов. В текущем году в результате 31 ДТП по указанной причине погибло 4 пешехода, 27 – получило травмы.

Справочно: 26 июня 2024 около 19:55 часов на ул. Советская в д. Носилово, водитель 1961 г.р., управляя автомобилем «Лада Ларгус», совершил наезд на пешехода 2007 г.р., который пересекал проезжую часть дороги по обозначенному нерегулируемому пешеходному переходу. В результате ДТП пешеход с полученными травмами госпитализирован.

Категория велосипедистов также входит в группу риска.

С участием велосипедистов за указанный период на территории Минской области произошло 25 ДТП, в которых 2 человека погибло, 23 – получило травмы. Половина таких ДТП совершается по вине самих велосипедистов.

Справочно: 26 мая на подъездной дороге к д. Валерьяны водитель 2004 г.р., управляя автомобилем «Peuget», совершил наезд на внезапно выехавшую из лесного массива справой стороны по ходу движения велосипедиста 1984 г.р.  В результате ДТП велосипедист скончался.

В темное время суток велосипедистам необходимо оборудовать свои велосипеды фарами (фонарями), излучающими спереди белый свет, сзади – красный, и помнить, что по проезжей части дороги велосипедисту можно двигаться не далее 1 метра от ее правого края. Хорошую помощь в профилактике ДТП так же послужит жилет повышенной видимости.

ПЬЯНЫЙ ЗА РУЛЕМ

Согласно ст.18.15 КоАП Республики Беларусь предусмотрена градация алкогольного опьянения водителя. Если алкогольное опьянение составляет до 0,8 промилле включительно – правонарушитель лишается водительского удостоверения сроком на 3 года, также придется заплатить и штраф 100 базовых величин, если более 0,8 промилле – лишение прав сроком на 5 лет и штраф в 200 базовых величин.

За повторное управление в состоянии алкогольного опьянения в течение года правонарушитель привлекается к уголовной ответственности, при этом предусмотрена специальная конфискация транспортного средства, которым управляли в состоянии опьянения, независимо от права собственности.

К сожалению, ни очевидная опасность употребления спиртного для водителя, ни суровые санкции наказания не могут переубедить отдельных граждан отказаться от рюмки перед поездкой и к сожалению, из года в год под колесами очередного пьяного лихача страдают невинные люди.

В текущем году по вине нетрезвых водителей совершено 22 ДТП, в которых 8 человек погибло и 19 получили ранения.

Справочно: 31 мая около 03.30 на ул. 8 Марта в д. Пугачи, водитель 2002 г.р., житель д. Стецки, Воложинского района, неработающий, не имеющий права управления транспортным средством, управляя мотоциклом «Днепр 10», находясь в состоянии алкогольного опьянения (0,98 промилле), не справился с управлением, в результате чего выехал на встречную обочину, где совершил наезд на опору ЛЭП, после чего съехал в кювет, где опрокинулся. В результате ДТП водитель получил незначительные телесные повреждения, а пассажир скончался в реанимационное отделение. Участники ДТП были без мотошлемов.

Органы внутренних дел не приостанавливают работу по выявлению и пресечению фактов управления транспортом нетрезвыми водителями, однако ее эффективность возможно значительно повысить благодаря активной позиции общественности в своевременном информировании милиции о подобных фактах. Данная информация сможет повысить безопасность на дорогах Беларуси и сохранить жизнь и здоровье граждан. 

По сообщениям граждан задержано 90 нетрезвых водителей.

СКОРОСТЬ

Основным критерием культуры вождения является соблюдение ограничения в скорости, установленного Правилами дорожного движения. Каждый водитель обязан неукоснительно выполнять это требование. Сам факт превышения установленной скорости, нельзя объяснить, как некоторые иные нарушения, случайностью или минутной невнимательностью. Даже, не смотря на спидометр (одометр), водитель прекрасно чувствует, насколько быстро он движется. Превышая разрешенную скорость, он допускает сознательное нарушение. Скорость выше нормы не дает практически никакого выигрыша во времени, зато увеличивает нервное напряжение водителя. Начав движение рывком в городе с перекрестка, он, как правило, станет у следующего пересечения улиц перед красным сигналом светофора. В то же время выбравшие скорость с таким расчетом, чтобы приблизиться к нему в момент включения зеленого света, проедут без остановки. Относительно вероятности возникновения аварийной ситуации подсчитано, что на скорости 80 километров в час она почти вдвое выше, чем при предельно допустимой в городских условиях.

Эксперименты показывают, что люди проявляют слишком большую самоуверенность. В условиях дорожного движения она порождает ошибки. Для многих очень сложно оценить разницу в тяжести возможных последствий при столкновении автомобилей на различных скоростях. Когда при проведении одного эксперимента группе водителей предложили ответить на вопрос, при какой скорости они смогут остановить автомобиль так, чтобы полностью предохранить себя от столкновения. Многие назвали скорость около 25 километров в час. Фактически она оказалась равна лишь 7 километрам в час.

Справочно: 17 июня около 21:30 часов на ул. Стахановской в г. Вилейка, водитель 2005 г.р., управляя автомобилем Ниссан, неправильно выбрал безопасную скорость движения, на закруглении дороги влево не справился с управлением, допустил неуправляемый занос, в результате чего выехал за пределы проезжей части влево, где совершил наезд на придорожное дерево. Водитель и пассажиры с телесными повреждениями госпитализированы.

Необходимость подержания оптимальной скорости регламентирована пунктом 87 Правил дорожного движения, который гласит: «При выборе скорости водитель должен учитывать интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. При этом в темное время суток и в условиях недостаточной видимости скорость движения должна позволять водителю остановить транспортное средство в пределах видимости дороги в направлении движения; при возникновении препятствия, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан принять меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки транспортного средства». Для кого-то приведенный текст может показаться общим, не содержащим строгих запретов. Тем не менее, чаще всего в обвинительных заключениях и судебных приговорах водителей, совершивших дорожно-транспортные происшествия, фигурирует нарушение упомянутого пункта. Связано это с тем, что на самом деле перечисленные положения содержат конкретные указания на те факторы, каждый из которых в отдельности или в комплексе определяют скорость, обеспечивающую в соответствующей ситуации безопасность движения.

Правильный выбор скорости движения транспортного средства является одним из наиболее важных условий безопасного вождения.

На выбор безопасной скорости влияет интенсивность движения. Как показали исследования, наиболее безопасной является скорость, равная или близкая к средней скорости транспортного потока. Если же скорость автомобиля отличается от средней, например, на 60 километров в час, то вероятность вовлечения в ДТП для такого автомобиля возрастает, примерно, в тысячу раз по сравнению с теми, которые движутся со средней скоростью транспортного потока. Вождение автомобиля в городах с интенсивным движением транспортных средств и пешеходов требует от водителя большого внимания, дисциплинированности и четкости действий. В этих условия водитель должен двигаться с такой скоростью, чтобы своевременно обеспечить наблюдение за дорогой, ее состоянием, транспортными средствами, пешеходами, сигналами светофоров.

При движении по обледенелой дороге не следует превышать скорость, надеясь на противоскользящие материалы, которыми посыпают дороги. Иногда случается так, что при торможении песок не удерживается на обледенелом покрытии и свободно сдвигается колесами автомобиля. Также опасен при гололедице свежевыпавший снег, который маскирует обледенелое покрытие.

Опасность для движения представляют собой опавшие с деревьев листья, лежащие на дорожном покрытии. Попав на такой участок, водитель автомобиля, двигавшегося с большой скоростью, при необходимости торможения может потерять управление и оказаться в кювете или на полосе встречного движения, так как листья под колесами могут снизить коэффициент сцепления одного или нескольких колес.

В дождливую погоду опасны участки, где к главной асфальтированной дороге примыкают второстепенные без покрытия. Грунтовая грязь, которую наносят транспорт или скот представляет серьезную опасность. Проезжать такие места нужно с небольшой постоянной скоростью, не применяя резких торможений и поворотов рулевого колеса.

Немалые затруднения для водителя представляет выбор скорости движения в тумане. Большинство ДТП в условиях тумана составляют столкновения с движущимся впереди транспортным средством. При этом водители, выбирая безопасную дистанцию, не учитывали, что человеческому глазу все предметы в тумане представляются, примерно, в два раза удаленными, чем в действительности. Скорость движения в тумане во всех случаях должна быть ниже скорости движения при ясной погоде. При выборе ее надо исходить из возможности остановки автомобиля в пределах видимости. Обгон в густом тумане недопустим. В этих условиях надо избегать внезапных торможений. При необходимости остановиться, скорость надо снижать плавно. При этом целесообразно несколько раз нажать на педаль тормоза и тем самым подать сигнал для предупреждения водителей автомобилей, двигающихся сзади. При движении в густой снегопад, метель, в пыльную бурю или сильный ливень надо применять аналогичные меры предосторожности.

Неправильный выбор скорости при движении на поворотах дорог – одна из главных причин таких видов дорожных происшествий, как опрокидывание или столкновение со встречным транспортом. Происшествия на поворотах дорог происходят иногда потому, что водитель, хотя и движется со скоростью допустимой для прохождения поворота без заноса, поздно замечает поворот и для того, чтобы вписаться в него резко поворачивает рулевое колеса. Приближаясь к повороту надо твердо помнить, лучше снизить скорость до въезда на поворот, чем тормозить при прохождении его. На повороте не следует выключать или переключать передачи. Если поворот крутой и в конце его потребуется переключение передач, то лучше это сделать в начале поворота. Торможение и выключение сцепления на повороте может привести к заносу.

Дать конкретные рекомендации о величине скорости для всех случаев невозможно, т.к. безопасная скорость зависит не только от приведенных выше объективных условий, но также от квалификации и личных качеств водителя. Если водитель будет внимательно наблюдать за обстановкой движения и ее изменениями, то он сможет правильно выбрать скорость и обеспечить безопасность движения.

Напомним ответсвенность за нарушение скоростных режимов.

Согласно ч. 1 ст. 18.12 КоАП Республики Беларусь, превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час – влечет наложение штрафа в размере до 1 базовой величины;

- ч. 2 ст. 18.12 - превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от 20 до 30 километров в час – штраф в размере от 1 до 3 базовых величин;

- ч. 3 ст. 18.12 - превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от 30 до 40 километров в час – штраф в размере от 3 до 10 базовых величин;

- ч. 4 ст. 18.12 - превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на 40 и более километров в час – штраф в размере от 8 до 12 базовых величин;

- ч. 5 ст. 18.12 -   действия, предусмотренные частями 2-4 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения – штраф в размере от 5 до 15 базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью сроком до 1 года.

ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ

Отдельной возрастной категорией участников дорожного движения являются дети.

За 6 месяцев 2024 года на территории Минской области произошло
32 ДТП с их участием, в результате которых 2 ребенка погибло
и 34 получило
травмы различной степени тяжести.

14 ДТП произошли с участием детей-пассажиров, 11 – с участием детей-пешеходов, с участием детей-велосипедистов – 6 ДТП, 1 ДТП
с участием несовершеннолетних водителей.

10 ДТП произошли по вине самих несовершеннолетних участников дорожного движения. 

На тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий
с участием детей-пассажиров влияет обстоятельство, что ряд взрослых при перевозке детей пренебрегают использованием пассивных средств безопасности (автокресел, бустеров, специальных подушек), либо перевозят малолетних детей в детских удерживающих устройствах, не пристегивая их ремнями безопасности.  За истекший период 2024 года на территории Минской области сотрудниками ГАИ за нарушение правил перевозки детей к административной ответственности по ч.6 ст.18.13 КоАП Республики Беларусь привлечено 5,7 тыс. водителей, из которых
92 повторно в течении года.

Справочно:21 января около 14.45 часов на автодороге Н-9618 «Солигорск-4РУ», водитель 1987 г.р., управляя автомобилем Мерседес-Бенц, не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с автомобилем Ниссан Альмера, под управлением водителя 1972 г.р. В результате автоаварии пассажир 2010 г.р. от полученных травм скончался на месте ДТП, еще один 2011 г.р. госпитализирован.  Дети перевозились с нарушением правил перевозки пассажиров!

ГАИ напоминает, что за нарушение правил перевозки детей в соответствии с ч.6 ст.18.13 КоАП Республики Беларусь в отношении водителя налагается административное взыскание в виде штрафа в размере до 4 базовых величин.

Не менее важным обстоятельством является утрата у детей за время летних каникул навыков безопасного поведения на дороге в условиях высокой интенсивности движения автотранспорта.

Ошибки несовершеннолетних пешеходов, ставшие причинами ДТП:

  • переход через проезжую часть вне пешеходного перехода;
  • неожиданный выход из-за транспортного средства или других препятствий, ограничивающих обзорность водителю;
  • нахождение на проезжей части без сопровождения взрослых.

Чаще всего дети попадают в дорожные происшествия не потому, что не знают ПДД, а потому, что опасность для них была скрыта (стоящим автомобилем, деревьями, забором, киоском и т.п.)

В этом году с участием несовершеннолетних водителей произошло 1 ДТП:

05 апреля около 03:57 часов на ул. Космонавтов в д. Калюга, водитель 2007 г.р., не имея права управления транспортным средством (в/у не получал), управляя мотоциклом «Днепр МТ-10», не справился с управлением транспортного средства, допустил занос, в результате чего совершил наезд на заборное ограждение и опрокидывание на сложенный деревянный брус. В результате ДТП водитель получил телесные повреждения.

Указанные примеры ДТП свидетельствуют в первую очередь на отсутствие контроля со стороны взрослых в отношении несовершеннолетних!

В случае выявления сотрудниками милиции фактов нарушения ПДД несовершеннолетними, родители могут быть привлечены к административной ответственности по ст.10.3 КоАП. 

Поэтому перед тем как отправить ребенка в школу либо просто на улицу, необходимо напомнить ему об основных правилах безопасного поведения на дороге! Нужно добиться того, чтобы ребенок, находясь вблизи или на проезжей части не разговаривал по телефону и не слушал музыку в наушниках, так как это отвлекает его внимание. В обязательном порядке к школьной сумке, одежде необходимо пристегнуть световозвращающие элементы.

Уважаемые взрослые, будьте примером детям, сами не нарушайте ПДД!

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ НА ДОРОГЕ

В случае вынужденной остановки в темное время суток и в условиях недостаточной видимости необходимо парковаться как можно дальше от проезжей части, обязательно включать аварийную сигнализацию, стояночные огни, а при выходе из машины надевать жилет повышенной видимости. Если произошло дорожно-транспортное происшествие в обязательном порядке необходимо выставить знак аварийной остановки.

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ ПРИЗЫВАЕТ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ К МАКСИМАЛЬНОЙ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И БДИТЕЛЬНОСТИ НА ДОРОГЕ! 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА

В целях предупреждения правонарушений, совершаемых гражданами на почве употребления спиртных напитков, а также в рамках решения Минского облисполкома от 05.03.2020 № 173 «О мерах по предупреждению гибели граждан» сотрудниками ОВД совместно с представителями районных исполкомов за январь-июнь 2024 года проведено 138 рейдов в организациях и предприятиях области, в ходе которых осуществлен контроль соблюдения Правил дорожного движения их работниками, проведен мониторинг предсменного контроля, проверено соблюдение антиалкогольных требований и трудовой дисциплины.

В результате установлены факты формального проведения приборного контроля на предмет состояния алкогольного опьянения, а также допуска лиц к работе, находящихся в состоянии алкогольного опьянения либо не прошедших такой контроль.

Так, в текущем году за управление в состоянии алкогольного опьянения ведомственным транспортом задержано 27 водителей, из которых 17 работники агропромышленного комплекса.

Кроме того, в ходе проведения рейдов установлено 9 фактов нахождения на рабочем месте лиц в состоянии алкогольного опьянения

Медико-социальные последствия пьянства и алкоголизма, меры
по их предупреждению и преодолению в Минской области.

Проблема пьянства и алкоголизма продолжает оставаться одной
из самых социально значимых и актуальных. Это негативное явление причиняет огромный материальный и нравственный ущерб как обществу
в целом, так и отдельным гражданам. Пьянство и алкоголизм по масштабам своего распространения, величине экономических и нравственных потерь представляют самую серьезную угрозу демографической безопасности, стабильности развития государства, благополучию нации.

Спирт этиловый (этанол, алкоголь) – вещество, которое содержится
в алкогольных (спиртных), слабоалкогольных напитках и пиве и является причиной большей части вредных последствий от их употребления вне зависимости от того, в виде каких спиртных напитков этанол поступает
в организм: вино, пиво, крепкий алкоголь или другая алкогольная продукция.

Во многих частях мира употребление алкогольных напитков
на различных встречах и приемах является общепринятой практикой. Тем не менее, в связи с опьяняющими, токсическими и вызывающими зависимость свойствами алкоголя его потребление может оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье и иметь негативные социальные последствия.

Принято выделять три группы основных медико-социальных последствий, связанных с потреблением алкоголя.

  1. Последствия для общества (дорожно-транспортные происшествия, совершение административных правонарушений, преступлений, несчастные случаи, снижение производительности труда, прогулы, экономический ущерб, связанный с расходами на лечение, пособиями, охраной правопорядка и другие).
  2. Последствия для близких пьющего человека (конфликты
    в семье, невыполнение семейных, родительских обязанностей, тяжелое материальное положение, признание детей находящимися в социально-опасном положении или нуждающимися в государственной защите, лишение родительских прав и другое, экономический ущерб, связанный
    с расходами домохозяйств на приобретение алкоголя).
  3. Последствия для пьющего, включающие последствия разового неумеренного потребления алкоголя, такие как нарушения поведения (потеря самоконтроля, агрессивность и другие), а также нарушения здоровья (отравление алкоголем, развитие цирроза печени, рака, сердечно-сосудистых заболеваний, поражение поджелудочной железы, суициды, гибель на пожарах, дорожно-транспортные и иные травмы и другие заболевания).

Заболеваемость, связанная с чрезмерным употреблением алкоголя, относится к наиболее актуальным проблемам здравоохранения, так как она наносит огромный ущерб здоровью населения.

Общие факты, которые должен знать каждый о потреблении алкоголя и здоровье:

алкоголь изменяет мысли, суждения, принятие решений и поведение;

употребление алкоголя приводит к увеличению риска травматизации и смерти в результате ДТП, пожара, утопления, падения, иных происшествий;

употребление алкоголя женщинами, планирующими беременность
и беременными, даже в небольших дозах представляет риск для развивающегося плода в течение всего периода беременности;

употребление алкоголя приводит к нарушению кровообращения, сердечно-сосудистым заболеваниям;

употребление алкоголя, даже в небольших количествах, является одной из причин некоторых типов рака;

употребление алкоголя, особенно чрезмерное употребление, ослабляет иммунную систему и таким образом снижает возможность организма противостоять инфекционным заболеваниям и как значительно повышает риск заболеть туберкулезом или другими инфекционными заболеваниями;

употребление алкоголя является причиной нарушения функций печени, поджелудочной железы и других органов пищеварительной системы и как следствие развитие таких болезней как цирроз, панкреатит, гастрит;

алкоголь оказывает кратковременное и долговременное воздействие практически на каждый орган тела, потребление алкоголя относится
к числу важнейших факторов риска, приводящих к развитию многих заболеваний и ухудшению их прогноза. Употребление алкоголя является причинным фактором более чем 200 нарушений здоровья, связанных с болезнями и травмами;

Количество потребляемого алкоголя напрямую определяет вероятность развития алкогольных проблем для здоровья человека.

В целом, данные свидетельствуют о том, что не существует «безопасного уровня потребления алкоголя» - фактически риск нанесения вреда здоровью увеличивается с каждым выпитым бокалом.

Для подсчета количества употребляемого алкоголя применяется такая единица подсчета как стандартная единица (доза) алкоголя или порция алкоголя.

Одна стандартная порция – количество алкогольного напитка, содержащее 10 мл этанола 100 %, то есть примерно:

250 мл пива 5% крепости;

125-150 мл сухого вина (9-11%);

70 мл крепленого вина (18%);

25-30 мл крепких напитков (40%).

Для расчета количества порций алкоголя в спиртном напитке необходимо умножить объем напитка в литрах на его крепость и на переводной коэффициент 0,789.

Всемирная организация здравоохранения не рекомендует употреблять алкоголь следующим категориям людей:

беременным женщинам;

несовершеннолетним;

людям, имеющим хронические заболевания;

людям, чьи ближайшие родственники больны алкоголизмом;

людям, имеющим зависимость от наркотических и ненаркотических веществ;

лицам с неустойчивой психикой.

Для остальных людей дозы алкоголя разбиты на три группы – по уровню риска развития отрицательных последствий, который представляет для организма соответствующая доза алкоголя: низкий уровень риска; опасный уровень риска; вредный уровень риска.

Низкий уровень риска для здоровья (алкоголь не оказывает выраженного отрицательного воздействия на здоровье): употребление
не более 2-х стандартных порций алкоголя в день с наличием двух трезвых дней в неделю.  

Опасный уровень риска для здоровья (алкоголь может нанести организму серьезный вред. Если уровень потребления находится в этих пределах, значит, человек в опасной зоне, и стоит подумать над снижением дозы до меньших значений): употребление более 2-х стандартных порций алкоголя в день, но меньше количества, характерного для вредного уровня риска.

Вредный уровень риска для здоровья (алкоголь гарантированно приведет к серьезным проблемам со здоровьем, в том числе психическим (включая развитие алкоголизма). Если уровень потребления алкоголя ближе всего к данным показателям, человек находится в зоне максимальной угрозы: необходимо срочно снизить количество употребляемого алкоголя):

для мужчин: более 6 порций в день (60 мл этанола) или более
35 порций (350 мл этанола) в неделю.

для женщин: более 5 порций в день (50 мл этанола) или более
28 порций в неделю (280 мл этанола).

По состоянию на 01.07.2024 в Минской области под наркологическим наблюдением находилось 22 887 лиц (или 1567,29 на 100 тыс. населения), страдающих синдромом зависимости от алкоголя (хроническим алкоголизмом), и 9045 лиц (619,40 на 100 тыс. населения), употребляющих алкоголь с вредными последствиями.

Работа по профилактике пьянства и алкоголизма на территории Минской области проводится в рамках выполнения Плана
мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» в Минской области на 2021-2023 годы, подпрограммы 3 «Предупреждение и преодоление пьянства
и алкоголизма, охрана психического здоровья» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021-2025 годы. Мероприятия по профилактике пьянства и алкоголизма проводятся межведомственно.

Проводимая в Минской области профилактическая работа позволила снизить негативные последствия от пьянства и алкоголизма. Так, например, за 2 квартал 2024 года в связи с улучшением наркологическое наблюдение было прекращено в отношении 746 человек, страдающего синдромом зависимости от алкоголя (хроническим алкоголизмом), и в отношении 1407 человек, употребляющих алкоголь с вредными последствиями.

Одним из способов профилактики развития вредных последствий от злоупотребления алкоголем является своевременное обращение граждан, употребляющих алкоголь, за наркологической помощью к врачам-специалистам.

Наркологическая помощь - специализированная медицинская помощь, включающая в себя медицинскую профилактику, диагностику, лечение наркологических расстройств и медицинскую реабилитацию пациентов, имеющих наркологические расстройства (расстройства, вызванные употреблением алкоголя или других психоактивных веществ).

Наркологическая помощь может оказываться на районном, межрайонном, областном и республиканском уровнях.

В большинстве случаев наркологическая помощь начинается
с консультации врача-психиатра-нарколога наркологической службы (врач-нарколог). Любой гражданин может обратиться на консультацию
к врачу-наркологу. Первичная консультация врача-нарколога помогает:

узнать об особенностях вредного употребления алкоголя и других психоактивных веществ, особенностях алкоголизма, наркомании, токсикомании, возможных вариантах помощи;

проанализировать причины проблем, связанных с употреблением алкоголя или других психоактивных веществ;

найти способы избегания рискованного поведения;

разработать конкретный план действий по лечению.

Также, на консультацию к врачу-наркологу могут обратиться граждане из социального окружения лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Консультацию врача-нарколога можно получить в наркологическом кабинете районной поликлиники ЦРБ или в психоневрологическом диспансере Борисовской, Молодечненской, Солигорской ЦРБ.

Информацию о порядке и условиях оказания наркологической помощи, в том числе анонимно, можно получить по месту жительства.

Для жителей Минского района, а также иных жителей Минской области наркологическая помощь областного уровня оказывается в учреждении здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» (г. Минск, ул. П. Бровки, 7, телефон для записи на прием: с 8-00 до 17-00 по будням, +375 (29) 101-73-73,
+375 (17) 311-00-99, +375 (29) 899-04-01).

Наркологическая помощь может быть оказана анонимно в порядке, установленном законодательством.

В учреждении здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» работает 29-дневная стационарная программа медицинской реабилитации «Исток» для зависимых от алкоголя, которую жители области могут пройти на бесплатной основе.

В учреждении здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» работает телефонная «линия доверия» (телефон экстренной психологической помощи) для представителей различных уязвимых групп населения:

•        люди, зависимые от алкоголя;

•        люди, употребляющие наркотики;

•        люди, вышедшие из мест лишения свободы, ЛТП;

•        люди, перенесшие насилие,

•        люди, находящиеся в кризисной ситуации и т.д.

Телефоны работают ежедневно, круглосуточно и анонимно:

+375 (17) 311-00-99 (городской)

+375 (29) 899-04-01 (МТС, Viber, Telegram, WhatsApp).

На бесплатной и анонимной «линию доверия» обратившимся окажут психологическую помощь, перенаправят в дружественные сервисные организации, окажут содействие в бесплатной и анонимной консультации профильного специалиста (нарколога, психотерапевта, психолога, и т.д.).