19 сентября 2019 года Единый день информирования ...

Основаня тема: «Перепись населения: взгляд на настоящее – шаг в будущее!».

Дополнительные темы:

- «Здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект»,

- «Особо охраняемые природные территории, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия в Гродненской области».

 

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ:

ВЗГЛЯД НА НАСТОЯЩЕЕ – ШАГ В БУДУЩЕЕ!

 

Материал подготовлен Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе сведений Национального статистического комитета Республики Беларусь

 

Перепись населения – это общенациональное мероприятие, участие в котором принимают все лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие в государстве на определенную дату. Ее часто называют коллективным портретом всей страны. 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 384 «О проведении в 2019 году переписи населения Республики Беларусь» очередная перепись населения в Беларуси пройдет
с 4 по 30 октября 2019 г. 

Перепись – 2019 станет третьей с момента обретения Республикой Беларусь независимости (предыдущие проводились в 1999 и 2009 годах).

Глава государства поручил провести перепись на международном уровне, но при максимальном снижении затрат: «В стране достаточно сил и средств, чтобы сделать все качественно и вовремя, однако главное – подойти к вопросу по-земному и по-хозяйски».

 

Мировой опыт проведения переписей населения

Учет населения имеет многовековую историю. Переписи населения проводились еще в Древнем Египте, Китае, Древней Греции. В Древнем Риме регулярный учет населения (т.н. цензы) проводился с 435 года до н. э. В США полная перепись населения была впервые проведена в 1790 году.

В настоящее время в зависимости от метода сбора данных существуют три основных подхода к проведению переписей:

  • традиционная перепись – проведение сплошного опроса населения на всей территории страны в короткий срок от нескольких дней до нескольких недель. В Италии, Великобритании, Ирландии, Словакии, Португалии и некоторых других странах Европы переписчики раздают анкеты населению и собирают их после заполнения. В Греции, Албании, Черногории, Хорватии анкету заполняет переписчик;
  • перепись населения с использованием регистров (данных из административных источников). Население непосредственно в процедуре переписи не участвует. Этот метод позволяет оптимизировать затраты на проведение переписи, однако имеет недостатки: дефицит информации, необходимой для получения отдельных характеристик населения (например, фактическое место проживания человека). Перепись на основе регистров проводят в основном Скандинавские страны, а также Австрия;
  • комбинированная перепись – опрос всего населения  проводится в сочетании с данными регистров. Комбинированная перепись проводилась в 2011 году в Испании, Эстонии, Италии, Латвии, Литве и Чехии. Данный подход будет применен и в Республике Беларусь.

Справочно.

По данным совместного исследования Европейской экономической комиссии ООН и Статистического отдела ООН, в раунде переписей 2010 года в Европе 21 страна провела традиционную перепись, 5 использовали только регистры, 13 – комбинированную перепись с предоставлением респондентам возможности заполнения переписных листов по Интернету.

Переписные листы разных стран очень похожи. Вместе с тем в каждой стране используют свои приемы в подготовке к переписи, свои методы работы с населением, учитывая национальные особенности и традиции общества.

Справочно.

Перепись населения в Италии исследовала, в том числе, количественные и качественные характеристики иммигрантов (типы их семей, наличие несовершеннолетних, уровень образования, квалификация, условия проживания, время и причина переезда на жительство в Италию).

В Польше каждый поляк обязан дать полные и правдивые ответы на вопросы переписной анкеты. За отказ представить информацию грозит штраф, а за представление ложных сведений – наказание вплоть до лишения свободы. Переписчикам запрещается спрашивать о вероисповедании, политических взглядах, доходах или состоянии здоровья.

В США, согласно Конституции, по результатам переписи осуществляется перераспределение мест в Палате представителей Конгресса.

В развитых странах мира эксперты единодушны во мнении, что выгоды, которые можно получить от переписи населения, значительно превышают затраты на ее проведение.

 

Сведения о прошлых переписях белорусского населения

Первые данные об учете населения на территории современной Беларуси относятся к XI – XIII векам. В XVI веке в городах Беларуси (как и во многих населенных пунктах Речи Посполитой) была принята церковная регистрация рождений, браков, смертей, что способствовало упорядочению учета населения. После вхождения Беларуси в состав Российской империи население белорусских губерний стало учитываться с 1811 года.

Белорусское население переписывали уже десять раз.

Первая и единственная Всеобщая перепись населения Российской империи была проведена 9 февраля 1897 г. Были учтены жители Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской и Виленской губерний (5 886 тыс. человек).

Вторая перепись белорусского населения, которая стала первой советской переписью, была проведена в августе 1920 г., но гражданская война не позволила получить достоверную информацию по региону.

Третья перепись населения прошла в декабре 1926 г. и стала первой Всесоюзной переписью, в ходе которой собирались сведения о каждом человеке. Полная обработка данных была закончена в 1928 году. В нашей республике насчитывалось 4 925 тыс. человек. Материалы переписи были широко использованы при составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства БССР, планов ликвидации неграмотности населения.

Перепись, проведенная в 1937 году, была однодневной. По мнению советского руководства, она должна была подтвердить серьезные успехи, достигнутые страной в демографической, социальной и экономической сферах. Однако результаты переписи показали обратное. Ее данные не были  опубликованы, а организаторы – репрессированы. Лишь в начале 1990-х годов была доказана точность учета населения при проведении переписи в 1937 году.

В январе 1939 года была проведена четвертая перепись населения, но ее итоги были опубликованы только в 1980-е годы, так как начавшаяся война не позволила завершить обработку всех собранных материалов. Численность жителей БССР составила 5 270 тыс. человек.

Первая послевоенная перепись населения была проведена в январе 1959 года. Численность населения республики составила 8 056 тыс. человек.

При проведении переписи 1970 года, по результатам которой численность населения Беларуси составила 9 млн. человек, впервые проводилось выборочное (25%) наблюдение постоянно проживающего населения. Задавался вопрос о национальности, иностранцам необходимо было указать гражданство, в городах с населением свыше 500 тыс. жителей учитывалась маятниковая миграция (регулярные поездки из одного населенного пункта (места жительства) в другой на работу или учебу и обратно), впервые после войны включили вопрос к женщинам о количестве рожденных ими детей.

Отличительной особенностью переписи населения, проведенной в 1979 году, стало использование ЭВМ при обработке материалов. По итогам данной переписи население Беларуси составило 9 533 тыс. человек.

В перепись 1989 года впервые были включены вопросы о жилищных условиях граждан. Считывание информации с переписных листов проводилось специальными сканерами. Численность населения республики составила 10 152 тыс. человек.

В суверенной Республике Беларусь первая перепись населения прошла в январе 1999 г. Численность населения составила 10 045 тыс. человек.

Следующая перепись, проведенная в октябре 2009 г., показала результат 9 503 тыс. человек.

 

Значимость проведения переписи населения

для белорусского государства

Цель переписи – получение актуальной информации о населении Республики Беларусь, необходимой для разработки параметров и программ социально-экономического развития страны, текущих расчетов и прогнозирования численности и состава населения, изучения размещения и использования трудовых ресурсов, а также научных исследований.

Перепись населения является фактически единственным инструментом, который позволяет получить сведения о численности и структуре населения всей страны и каждой ее административно-территориальной единицы в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его уровнем образования, миграционной активностью.

Уникальность данных, получаемых в ходе переписей населения, заключается в том, что их нельзя получить при текущем демографическом учете либо из административных источников. Например, только по данным переписи населения можно узнать какие национальности у нас проживают и сколько их, число семей и домашних хозяйств, их состав и жилищные условия.

Справочно.

По данным переписи населения 2009 года, в Республике Беларусь проживало около 140 национальностей, из них белорусы составляли 83,7%. В десятку с наибольшей численностью входили русские, поляки, украинцы, евреи, армяне, татары, цыгане, азербайджанцы и литовцы. Число семей в республике составило 2 691,2 тыс., из них многодетных семей, имеющих в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, – 62,5 тыс.

Данные переписи отражают важные изменения, произошедшие в стране в межпереписной период.

Справочно.

К примеру, итоги переписи населения 2009 года свидетельствуют о росте уровня образования жителей страны – почти 19% населения республики имели высшее образование, тогда как в 1999 году – только 14%. Доля населения, имеющего общее начальное образование, за этот период сократилась с 13,7% до 6,1%.

Миграционные процессы привели к увеличению численности представителей отдельных национальностей. Так, по сравнению с данными переписи населения 1999 года численность китайцев, постоянно проживающих на территории республики, выросла более чем в 20 раз, арабов – в 2,7 раза, туркмен – в 2,9 раза.

Перепись населения важна не только для государства, но и для каждого человека в отдельности.

Без сведений о количестве людей, проживающих на конкретной территории, их образовании, профессиональной подготовке, численности трудоспособного населения, детях дошкольного и школьного возраста невозможно определить объемы финансирования социальных выплат, потребности в воспитателях, учителях, врачах и т.д.

Справочно.

Данные переписи используются при проведении анализа и оценок выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, государственных программ о социальной защите и содействии занятости населения, по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь», «Образование и молодежная политика», «Комфортное жилье и благоприятная среда» и др. (см.: http://www.economy.gov.by/ru/gos-progr-2016-20-ru/).

Итоговые данные переписи населения – богатейший источник информации, который используется всеми субъектами общественных отношений – государственными и общественными организациями, участниками бизнес-сообщества.

Справочно.

Например, предприниматель должен иметь полную картину развития региона прежде чем создавать свой бизнес.

 

Учет белорусской стороной международных стандартов.

Нормативная правовая база переписи населения 2019 года

Данные переписи приобретают более высокую национальную, региональную и международную ценность в том случае, если могут быть сопоставимы с результатами переписей в других государствах.

В ходе подготовки и проведения переписи населения белорусские органы государственной статистики придерживаются мировых стандартов, чтобы обеспечить межстрановую сопоставимость данных и повысить качество итоговых показателей.

Практика показывает, что именно за десятилетие происходит обновление демографических и социальных характеристик общества, в связи с чем данные предыдущих переписей утрачивают свою актуальность.

Экономический и Социальный Совет ООН призывает мировое сообщество проводить национальные переписи населения в пределах одного временного периода – в годы, оканчивающиеся на «0», или как можно ближе к таким годам. Поэтому Республика Беларусь соблюдает принцип периодичности проведения переписей, принятый мировым сообществом, – один раз в десять лет.

Основными нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми проводится перепись населения, являются:

  • Закон Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 144-З
    «О переписи населения»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 384 «О проведении в 2019 году переписи населения».

Справочно.

Ознакомиться с текстами нормативных правовых актов, регламентирующих проведение переписи, можно на сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь (далее – Белстат) по адресу www.belstat.gov.by в рубрике «Перепись населения 2019 года», раздел «Нормативная правовая база», а также на региональных сайтах главных статистических управлений областей и г.Минска.

Результаты переписи населения Беларуси 2019 года войдут не только в историю страны, но и станут составной частью мировой переписи населения, проводимой по Всемирной программе переписей населения и жилищного фонда (см.: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=E/RES/2015/10&referer=/english/&Lang=R).

 

Символика переписи населения 2019 года

Лозунг переписи населения Республики Беларусь 2019 года:

на русском языке

на белорусском языке

«Перепись населения: взгляд на настоящее – шаг в будущее!»

«Перапiс насельнiцтва: погляд на сучаснасць – крок у будучыню!»

Эмблема переписи населения Республики Беларусь 2019 года:

 

 

Отличительные особенности переписи населения в 2019 году

Предстоящая перепись населения является самой инновационной из всех ранее проводимых. Ее отличительной особенностью является отказ от бумажных носителей и использование современных информационных технологий. Впервые населению будет предоставлена возможность переписаться самостоятельно через Интернет.

Справочно.

Использование информационных технологий в три раза уменьшает время на заполнение переписного листа. Если раньше на это требовалось 15–20 минут, то сегодня – 5 минут.

На основании данных, представленных Государственным комитетом по имуществу и МВД Республики Беларусь, Белстатом с использованием географической информационной системы «Перепись населения» сформирован картографический материал для проведения предпереписной проверки адресного хозяйства и опроса населения.

Временный переписной персонал будет выполнять свои функции с использованием планшетных компьютеров с установленным специальным программным обеспечением, содержащим электронную карту местности и перечень вопросов переписных листов.

В целях сокращения времени опроса будет задан вопрос об идентификационном номере, на основании которого автоматически заполнится фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии), дата рождения, пол и гражданство.

Изменился перечень вопросов, на которые предстоит ответить населению. В 2019 году жителям Беларуси предложат ответить по 49 пунктам вместо 37.

Помимо стандартных вопросов о демографических и социально-экономических характеристиках, впервые респондентов спросят о наличии земельных участков и выращиваемых на них культурах, а также о наличии сельскохозяйственных животных.

Справочно.

В нашей стране по сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам обеспечен сплошной учет их деятельности на основании форм государственной статистической отчетности. Поэтому в ходе переписи населения будут обследоваться только хозяйства граждан.

С целью анализа причин внутренней миграции зададут вопросы о причине прибытия в данный населенный пункт, в том числе почему респондент не работает по месту жительства.

Для изучения миграционных намерений спросят о планировании и причине выезда из Республики Беларусь, периоде, на который планируется выехать. Полученные данные будут использованы для выработки мер демографической политики с учетом тенденций международной миграции, оценки трудового потенциала, категорий выезжающего населения.

Вопрос о дополнительном обучении позволит изучить систему непрерывного образования (в частности, реализацию принципа «образование через всю жизнь») и сформировать индикатор Целей устойчивого развития «Уровень участия взрослых и молодежи в формальных и неформальных видах обучения и профессиональной подготовки в последние 12 месяцев».

Справочно.

Национальный перечень показателей Целей устойчивого развития: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/SDG/Naz_perechen_pokas_SDG/

Для получения информации о репродуктивных намерениях женщин зададут вопрос о планировании рождения детей. Данные послужат основой для разработки политики в сфере стимулирования рождаемости и выработки дополнительных мер по поддержке семей с детьми.

 

Государственные органы,

осуществляющие подготовку и проведение переписи населения

Подготовку и проведение переписи населения осуществляет Белстат и его территориальные органы государственной статистики (главные статистические управления областей и г.Минска, отделы статистики в районах и городах).

Создана временная республиканская комиссия по содействию переписи населения 2019 года под руководством Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Турчина А.Г. Облисполкомами и Мингорисполкомом образованы временные комиссии по содействию переписи населения – 7 областных, 118 районных, 10 городских и 11 комиссий в административных районах городов Минска и Могилева.

Законодательством Республики Беларусь определены конкретные республиканские органы государственного управления, ответственные за проведение отдельных мероприятий:

  • министерства внутренних дел, обороны, по чрезвычайным ситуациям, КГБ, Госпогранкомитет проводят перепись населения, постоянно проживающего на закрытых территориях;
  • министерства здравоохранения и образования проводят перепись лиц, постоянно проживающих в специализированных учреждениях или организациях;
  • Министерство связи и информатизации организует рассылку абонентам услуг сотовой связи информационных СМС-сообщений о проведении переписи;
  • Мининформ и Национальная гостелерадиокомпания обеспечивают широкое освещение вопросов переписи населения в СМИ;
  • местные исполкомы отвечают за подбор временного переписного персонала и предоставление помещений для организации работы стационарных переписных участков, а также транспортных средств для работы временного переписного персонала;
  • территориальные органы МВД обеспечивают безопасность временного переписного персонала.

 

Пробная перепись населения

Со 2 по 13 октября 2017 г. на территории Молодечненского района Минской области проведена пробная перепись, опрошено более 10% населения района (отдельные микрорайоны г.Молодечно, сельские населенные пункты Лебедевского и Тюрлевского сельских советов).

В ходе пробной переписи апробированы организационные, методологические и технологические подходы к подготовке и проведению переписи населения республики в 2019 году, изучалось мнение населения о способе их участия в переписи.

 Более половины опрошенных (56,7%) указали, что будут ждать переписчика дома, порядка трети респондентов (34,4%) перепишутся через Интернет и 8,9% придут на стационарный участок.

 

Порядок проведения переписи – 2019

Населению будет предоставлена возможность выбрать для себя один из трех способов прохождения переписи – через Интернет, на стационарном участке или на дому:

  • с 4 по 18 октября будет проводиться интернет-перепись. Все желающие смогут самостоятельно заполнить переписные листы посредством специализированного программного обеспечения в сети Интернет. В это же время в отдельных организациях и на предприятиях будет организована работа мобильных стационарных участков;
  • с 19 по 20 октября  будет проведено уточнение адресов, по которым люди еще не переписались;
  • с 21 по 30 октября лица, которые не переписались до этого времени, смогут пройти опрос непосредственно у себя дома или на стационарном участке.

Стационарные участки будут работать в течение всего периода проведения переписи – с 4 по 30 октября, в городской местности – с 09:00 до 21:00, в сельской – с 09:00 до 19:00. Всего на территории республики будет создано 645 стационарных участков, в том числе 527 в городах и 118 в сельских населенных пунктах.

Переписчики будут совершать обход с 09:00 до 21:00 в городах и с 09:00 до 19:00 в сельских населенных пунктах.

23 августа 2019 г. Белстат запустил промосайт переписи по адресам census.by и www.перепись.бел. Полноценный переписной сайт заработает 4 октября с началом переписи. Будет открыт доступ к анкете. Для авторизации будет использоваться межбанковская система идентификации (охватывает порядка 70% населения, обладает простым механизмом регистрации). Таким образом организаторы переписи создали для респондентов максимально комфортные условия.

Сбор персональных данных о событиях, произошедших после момента счета населения (00:00 часов 4 октября 2019 г.), не осуществляется. Например, переписные листы не заполняются на детей, родившихся после момента счета населения, но заполняются на лиц, умерших после наступления момента счета населения.

В качестве временного переписного персонала планируется привлечь порядка 12,5 тыс. человек, что почти в 4 раза меньше по сравнению с численностью временного переписного персонала в 2009 году (48 тыс. человек).

Для проведения опроса переписчики должны иметь при себе удостоверение, сумку с логотипом переписи и планшет.

На период участия в переписи населения временному переписному персоналу предоставляется право бесплатного проезда на общественном транспорте при предъявлении соответствующего удостоверения и следующие гарантии:

  • освобождение от работы (учебы) на период участия в подготовке и проведении переписи населения с сохранением места работы (должности, места учебы) и среднего заработка (стипендии) по месту работы (месту учебы) за счет средств нанимателей (учреждений образования);
  • добровольное страхование от несчастных случаев.

Респондентами являются:

  • граждане Республики Беларусь;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие в Республике Беларусь;
  • граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, но на дату проведения переписи населения, временно пребывающие на территории иностранных государств.

Респонденты имеют право:

  • знать, с какой целью собираются их персональные данные, кем и как они будут использоваться;
  • знакомиться с заполненными на них переписными листами, а при наличии ошибок (неточностей) уточнить включенные в переписные листы персональные данные в целях обеспечения их полноты и достоверности;
  • требовать от переписного персонала предъявления соответствующего удостоверения, а в случае отказа в предъявлении такого удостоверения не отвечать на вопросы, содержащиеся в переписном листе.

Респонденты обязаны: 

  • не препятствовать проведению переписи населения и представлять достоверные персональные данные согласно форме переписного листа.

Для заполнения переписных листов не требуется представление каких-либо документов, персональные данные вносятся со слов респондентов либо лиц, наделенных правом их представления (родителей – в отношении несовершеннолетних детей, опекунов и попечителей – в отношении своих подопечных, совершеннолетних членов домохозяйства – в отношении временно отсутствующих лиц).

 

Наиболее часто задаваемые вопросы

Кого переписывают? В переписи участвуют все граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории республики на 4 октября 2019 года независимо от пола, возраста, образования или каких-либо других характеристик. Переписи также подлежат лица, постоянно проживающие в Республике Беларусь, но на дату переписи находящиеся за ее пределами менее одного года.

Что такое домохозяйство? Перед началом опроса переписчик уточнит, сколько домашних хозяйств (домохозяйств) находится в помещении. Домохозяйство – это группа лиц, которые совместно проживают в жилом помещении, обеспечивают себя всем необходимым для жизни, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства (например, вместе питаются) либо одно лицо, живущее самостоятельно и обеспечивающее себя всем необходимым для жизни.

В состав домохозяйства могут включаться не только родственники (свойственники), но и проживающие совместно с семьей лица, не являющиеся родственниками и которые вносят свой вклад в бюджет домохозяйства (например, пожилые или другие лица, находящиеся на попечении, партнеры, проживающие совместно в гражданском браке).

В помещении может быть одно или несколько домохозяйств.

Если совместно с собственником помещения проживают лица, снимающие жилье (квартиранты), они являются членами отдельного домохозяйства.

Обязательно ли пускать переписчика в дом или квартиру? Гражданам, которые не желают, чтобы к ним пришел переписчик, предоставляется возможность переписаться через Интернет (с 4 по 18 октября) или пройти опрос на стационарном участке в период проведения переписи (с 4 по 30 октября).

Гражданам, которые предпочитают пройти опрос по месту жительства, рекомендуется обезопасить себя от лже-переписчиков, позвонив по единому номеру 8-801-100-3131 (с любого телефона звонок бесплатный) и, сообщив фамилию, имя и отчество переписчика убедиться, что этот человек вправе проводить опрос.

 Пускать или не пускать переписчика в дом или квартиру – это право гражданина. Однако, следует понимать, что при проведении опроса вне помещения, например, на лестничной клетке или на улице, рядом могут находиться посторонние люди и это затруднит обеспечение конфиденциальности персональных данных.

Если все же ситуация не позволяет пройти опрос в помещении (кто-то болеет, идет ремонт, спит ребенок), переписчик должен предложить перенести визит и согласовать его дату и время либо рекомендовать респондентам пройти опрос на стационарном участке.

О чем спросят? Перечень вопросов, по которым осуществляется сбор персональных данных, включен в вышеназванную программу переписи населения (текст документа размещен по адресу www.belstat.gov.by в рубрике «Перепись населения 2019 года», раздел «Нормативная правовая база»). Традиционно в программу каждой переписи включаются вопросы о поле, возрасте, дате и месте рождения, образовании, состоянии в браке, количестве детей, владении языками, месте жительства, жилищных условиях, благоустройстве помещений, занятости, имеющихся в 2019 году источниках средств к существованию, миграционной активности, национальной принадлежности, ответ на который респондент дает по самоопределению.

Справочно.

Никто не спрашивает, сколько денег получает (зарабатывает) респондент – речь идет только об источниках средств к существованию (заработная плата, пенсии, стипендии и др.).

Новыми будут вопросы о наличии земельных участков и сельскохозяйственных животных.

На каком языке отвечать? По желанию респондента опрос может быть проведен на русском или белорусском языке.

Как записывают данные о маленьких детях? Со слов родителей (опекунов, попечителей, совершеннолетних членов домохозяйства).

Если никого нет дома? В этом случае переписчик оставит в почтовом ящике уведомление об участии в переписи, в котором будут указаны адреса и телефоны стационарных участков, где можно пройти опрос. Такие помещения переписчик посещает до трех раз.

Можно ли не отвечать на все или отдельные вопросы? Желательно ответить на все вопросы. Непредставление  полной информации снижает качество итоговых данных. Так, отсутствие данных по людям определенного возраста или социального положения исказит информацию о структуре населения.

Будут ли сохранены в тайне персональные данные респондентов? В соответствии с Законом Республики Беларусь «О переписи населения» персональные данные являются конфиденциальными, не подлежат распространению (разглашению), в том числе представлению в государственные органы и иные организации, и используются исключительно для формирования итоговых данных.

Переписчики предупреждаются о конфиденциальности персональных данных. За несоблюдение этого требования они несут персональную ответственность.

Вопросы, устанавливающие личность респондента задаются только для того, чтобы исключить дублирование информации. В ходе обработки персональные данные обезличиваются, то есть информация, которая позволяет идентифицировать их принадлежность конкретному человеку, удаляется.

При разработке программного обеспечения по сбору, передаче и обработке данных переписи населения особое внимание уделено вопросу о защите информации. Данные, введенные переписчиком в планшет, сразу после окончания опроса кодируются и передаются на сервер Белстата, где доступ к ним ограничен. После передачи данные с планшета автоматически удаляются, то есть переписчик уже не сможет внести поправки в переписные листы.

В ходе проведения интернет-переписи также используются специальные средства защиты информации.

Куда и как можно обратиться по возникающим вопросам? Для населения по вопросам проведения переписи будет работать вышеназванная единая телефонная справочно-информационная служба (колл-центр): с 27 сентября по 2 октября 2019 г. – с 9.00 до 18.00, с 4 по 30 октября 2019 г. – с 9.00 до 21.00. Звонок со стационарного или мобильного телефона на номер 8-801-100-3131 бесплатный.

Также будут работать прямые телефонные линии в главных статистических управлениях областей и г.Минска. Информация о номерах телефонов и графике работы размещена на региональных сайтах управлений.

По какому адресу переписываются лица, проходящие срочную военную службу, и студенты дневной формы обучения? Лица, проходящие срочную военную службу, переписываются по месту нахождения воинских частей командованием части.

Иногородние студенты дневной формы обучения переписываются не по домашнему адресу, где они проживали до обучения, а по адресу общежития. Не обеспеченные жильем переписываются по адресу главного корпуса учреждения образования или по адресу жилого помещения, в котором они фактически проживают.

Студенты, которые проживают и обучаются в одном и том же населенном пункте, а также иногородние студенты, которые ежедневно возвращаются в населенный пункт по месту жительства, переписываются по месту их фактического проживания.

Что делать, если я прописан по одному адресу, а проживаю по-другому? При прохождении опроса респондент указывает адрес помещения, где он фактически постоянно проживает вне зависимости от места регистрации. 

Зачем Вам (переписчику) мои деревья и мой огород? Для сельскохозяйственной переписи важна информация о каждом домохозяйстве. Спрашивая данные об общей площади земельных участков, посевной площади сельскохозяйственных культур по видам, количестве (площади) плодово-ягодных насаждений и кустарников, а также количестве скота, птицы и пчелосемей, мы тем самым получаем общую объективную информацию о состоянии личных подсобных хозяйств граждан как в целом по республике, так и по отдельным территориям. Полученная информация послужит основой для разработки и реализации государственных программ по оказанию поддержки личных подсобных хозяйств, развитию сельских регионов.

Если я скажу меньше, чем есть, что мне будет? Ответы фиксируются со слов опрашиваемого, при этом представление подтверждающих документов не требуется. Перепись строится на принципах доверия населению. Вместе с тем качественные и полные ответы на вопросы позволят более точно определить вклад населения в ВВП и будут способствовать повышению эффективности мероприятий, направленных на развитие сельского хозяйства в последующие годы.

А меня не заставят потом платить налоги на деревья и скот? Все полученные при проведении переписи данные являются конфиденциальными. В ходе обработки персональные данные о конкретном человеке обезличиваются и в дальнейшем используются только обобщенные итоговые данные. Заполненные переписные листы не передаются ни в налоговые, ни в какие-либо другие органы государственного управления.

 

Источники финансирования переписной кампании 2019 года

В соответствии с законодательством источниками финансирования для подготовки и проведения переписи населения являются бюджетные и иные средства, в том числе международной технической и спонсорской помощи.

Справочно.

В 2009 году сумма расходов, связанных с проведением переписи населения, в расчете на одного жителя Беларуси составила 1,53 доллара США. В России на одного жителя было затрачено 3,81 доллара США, Польше – 3,54, Германии – 12,76, Эстонии – 13,98, Канаде – 19,09, США – 40,17 доллара США.

Финансирование расходов по автоматизации процессов подготовки, проведения и распространения итогов переписи осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235.

Расходование финансовых средств для подготовки и проведения переписи – 2019 осуществляется в режиме экономии бюджетных средств. 

Белстатом проведена большая работа по привлечению международной технической и спонсорской помощи. Получен грант Всемирного банка в размере 1 900 тыс. долларов США. Спонсорскую помощь оказали некоторые белорусские организации и предприятия.

Справочно.

Часть планшетов закуплена Белстатом за счет средств международной технической и спонсорской помощи, часть получена от министерств образования и здравоохранения в безвозмездное пользование на период проведения переписи населения.

В результате почти 90% потребности в оборудовании обеспечено за счет привлеченных Белстатом средств, что позволило сократить объем финансирования на 11 860 тыс. белорусских рублей.

По предварительным данным, доля республиканского бюджета в расходах на перепись снизится с 95% в переписи – 2009 до 35% в текущем году.

 

Информационное сопровождение переписи населения

Успех проведения переписи населения во многом зависит от информационно-разъяснительной работы. В этом должны быть задействованы не только республиканские и местные органы управления, но и массмедиа.

Популяризация переписи, в том числе информирование и агитация населения, осуществляется посредством социальной рекламы (плакаты на русском и белорусском языках, билборды, видеоролики). Средства наружной рекламы размещаются в местах, наиболее посещаемых гражданами, видеоролики – транслируются на республиканских и региональных телеканалах, а также на дисплеях в торговых центрах, салонах общественного транспорта и вагонах метро.

Работники органов государственной статистики посещают трудовые коллективы отдельных организаций, а также проводят информационно-разъяснительную работу по вопросам переписи среди учащихся учреждений образования.

В целях повышения активности населения абонентам операторов сотовых сетей будут направлены СМС-сообщения о проведении переписи и необходимости участия в ней. Также предусмотрено размещение соответствующей информации на извещениях об оплате коммунальных услуг.

Популяризация переписи также осуществляется и в социальных сетях.

 

Сроки подведения итогов,

распространение результатов переписи

Представление пользователям итоговых данных переписи населения – 2019 будет осуществляться путем проведения пресс-конференций, размещения материалов на интернет-сайте Белстата и в средствах массовой информации, издания соответствующих сборников и бюллетеней.

Предварительные данные переписи населения о численности населения с распределением на городское и сельское, по полу, по республике, областям и городу Минску будут сформированы Белстатом в начале февраля 2020 г.

Ознакомиться с итоговыми данными переписи населения о численности населения по республике, областям и городу Минску с распределением по полу, возрасту, национальности, языку, образованию, состоянию в браке, источникам средств существования можно будет после 1 июня 2020 г., с итоговыми данными о сельскохозяйственной деятельности, миграции населения, его социально-экономических характеристиках и жилищных условиях, характеристиках домохозяйств – после 1 июля 2021 г.

*****

Ни одна экономическая система не может обойтись без анализа текущей ситуации и прогноза. Только при условии их использования можно работать рентабельно и быть конкурентоспособным. Основой для государственного прогнозирования является перепись граждан. Именно она дает возможность определить демографическую ситуацию – численный и качественный состав населения любой территории. Учитывая эти показатели, можно планировать строительство социальной и деловой инфраструктуры, размещение трудовых ресурсов и многое другое.

Участие в переписи – проявление гражданской сознательности,
наглядный и убедительный пример сопричастность гражданина к делам своей страны, вопросам устойчивого и стабильного развития государства.

Материал к теме: «Здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект».

Государственная политика в области физической культуры и спорта, прежде всего, направлена на укрепление здоровья нации, физическое развитие, повышение творческого долголетия и продление жизни каждого гражданина страны. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют правильному формированию растущего организма детей и подростков, повышению их функциональных возможностей. Современная наука давно доказала, что здоровье человека лишь на                  15 – 20 % зависит от генетической предрасположенности, 10 – 15 % приходится на качество работы учреждений здравоохранения, 20 – 25 % – на состояние окружающей среды. Главную же роль (50 – 55 %) играют условия и образ жизни самого человека. В то же время, активный и здоровый образ жизни во всем мире ведут менее 30 % молодежи, а более 60 % и вовсе практически не занимаются физической культурой.

Занятия физической культурой способствуют предупреждению развития возрастной патологии, увеличению продолжительности жизни, продлению периода высшей жизнеспособности, творческой активности, сохранению высокого уровня умственной и физической работоспособности.

Проблема физической подготовленности и здоровья населения была и останется одним из актуальнейших аспектов государственного строительства, который самым непосредственным образом связан с укреплением политической, экономической и социальной независимостью любой страны.

Массовая физическая культура призвана расширять возможности приобщения каждого желающего к занятиям физической культурой и спортом, делать доступными физкультурно-оздоровительные занятия по месту жительства, учебы и работы для всех возрастных категорий населения республики.

Для популяризация здорового образа жизни, приобщение населения, особенно сельского, к регулярным занятиям физической культурой и спортом реализуется Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2016-2020 годы.

Деятельность по привлечению населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом ведется по следующим направлениям:

проведение спортивных и спортивно-массовых мероприятий, спортивных праздников и акций;

повышение интереса различных категорий граждан к занятиям физической культурой и спортом через работу средств массовой информации;

пропаганда Олимпийского движения и повышение престижа белорусского спорта;

развитие инфраструктуры.

В Гродненской области в систематические занятия физической культурой и спортом вовлечены более 251,9 тыс. человек (в 2017 году 253,0, в 2016 году – 247,4) или 24,1 % от общей численности населения региона, в том числе 41,1 тыс. человек (16,3%) – сельское население.

В целях создания комфортных условий для занятий физической культурой и спортом в области ведется работа по строительству и модернизации физкультурно-спортивных сооружений. Всего в области функционируют 3 353 физкультурно-спортивных сооружения. В 2018 году в результате строительства введены в строй 10 новых объектов – физкультурно-оздоровительный комплекс и стадион в г. Островце,                       2 площадки для пляжных видов спорта в гг. Щучин и Островец,                           5 комплекса уличных тренажеров (в д. Обухово, г. Скиделе и в районе шлюза «Домбровка» на Августовском канале Гродненского района, в г.п. Зельва, г. Ивье), хоккейная коробка в г. Ивье. Проведена реконструкция стадиона ГУО «Ивьевская средняя школа» (оборудовано новое покрытие, трибуны, сектор для метаний, прыжков в длину, площадки для игры в баскетбол 3х3), модернизирован спортивно-биатлонный комплекс «Селец» Новогрудского района (оборудована система искуственного оснежения, построены 2 домика для судей, расширено стрельбище до 20 установок).

В период с 2011 также построены крупные спортивные сооружения: «Ледовый дворец спорта» и физкультурно-спортивный комплекс «Олимпия» в г. Лида, крытый мобильный сборно-разборный каток в                    ур. Пышки г. Гродно, физкультурно-спортивный комплекс в г. Ошмяны, горнолыжная трасса в районе д. Коробчицы Гродненского района.

В 2019 году введены в эксплуатацию спортивные комплексы для пляжных видов спорта в Гродненском и Щучинском районах, плавательный бассейн в г. Мосты, завершается строительство спортивных комплексов в г. Островце и г. Новогрудке, проводится масштабная реконструкция спортивных объектов в Новогрудском, Сморгонском, Щучинском районах.

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа с населением ведется по месту жительства, включая сельскую местность, среди членов трудовых коллективов и лиц с инвалидностью. Данную деятельность в городах и районах Гродненской области осуществляют              21 клуб (центр) физкультурно-оздоровительной (спортивной) работы (далее – ФСК), в которых функционируют 242 физкультурно-оздоровительные группы, количество занимающихся в них составляет             3 130 человек, из них 1 484 человека - взрослое население, 1 646 человек – дети и подростки.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа среди членов трудовых коллективов осуществляется в виде деятельности клубов по физической культуре и спорту на предприятиях, в организациях и учреждениях (далее – клубы), а также в рамках спортивно-массовых мероприятий, проводимых ФСК и по линии Федерации профсоюзов Беларуси. В Гродненской области созданы 424 клуба, работу с членами трудовых коллективов ведут 223 специалиста. На балансе предприятий, организаций и учреждений области различной ведомственной принадлежности имеется 431 физкультурно-спортивное сооружение, или 12,8 % от общего количества. Ежегодно проводится более 700 спортивно-массовых мероприятий среди трудящихся, в том числе отраслевые профсоюзные спартакиады, турслеты, комплексные спартакиады трудящихся по видам спорта, мероприятия в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь (далее – Комплекс). В 2018 году в Гродненской области проведено 174 спортивно-массовых мероприятий по сдаче нормативов Комплекса, участие в них приняли 7 799 человек, Гродненским областным спортивным клубом Федерации профсоюзов Беларуси совместно с областными отраслевыми профсоюзами проведены 38 спортивно-массовых мероприятий, в том числе 16 областных спартакиад, 2 областных туристических слета и 20 областных турниров по видам спорта. Участие в них приняли более 12,0 тыс. человек.

Приобщение лиц с инвалидностью к регулярным занятиям физической культурой и спортом ведется в рамках развития паралимпийского и дефлимпийского движения, проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди данной категории населения. В Гродненской области развиваются 9 видов паралимпийского и дефлимпийского спорта – борьба вольная и греко-римская, биатлон, легкая атлетика, лыжные гонки, мини-футбол, настольный теннис, плавание, стрельба пулевая. Учебно-тренировочный процесс осуществляется как на базе специализированных учебно-спортивных учреждений, так и в центрах (клубах) физкультурно-оздоровительной (спортивной) работы по месту жительства (далее – ФСК). Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди лиц с ограниченными возможностями и физически ослабленных лиц, в дополнение к работе общественных объединений инвалидов, иных специализированных учреждений, ведется в физкультурно-оздоровительных группах ФСК. В 2018 году в Лидском районе ГУ «Лидская комплексная детско-юношеская спортивная школа №4» совместно с Лидским межрайонным общественным объединением «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» реализован проект «Инклюзивный кроссфит» в рамках проекта ПРООН «Профилактика неинфекционных заболеваний, продвижение здорового образа жизни и поддержка модернизации системы здравоохранения в Республике Беларусь», финансируемого Европейским Союзом. Объём привлеченной иностранной помощи составил 85,7 тыс. рублей. Данные средства направлены на оборудование зала для занятий кроссфитом (упражнения на силу и выносливость, с весом собственного тела) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, создания сопутствующей инфраструктуры (оборудование входных путей, душевых и санузлов).

Ежегодно в регионе проводятся более 2,5 тыс. физкультурно-оздоровительных, туристических мероприятий, спортивных фестивалей и праздников. Участие в них принимают более 337,2 тыс. человек. Наиболее значимыми и массовыми мероприятиями в Гродненской области стали велосипедный марафон «Суседзi», легкоатлетический трансграничный марафон Дружбы «Гродно-Друскининкай», легкоатлетические пробеги «Гарадзенская вандроука», «Гродненская ночная десятка», спортивный водный праздник на Августовском канале «Плавание на чем попало», чемпионат Гродненской области по болотному футболу, фестиваль скандинавской ходьбы «Крочым разам».

Для привлечения детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом, дальнейшего отбора наиболее перспективных из них в специализированные учебно-спортивные учреждения ежегодно в Гродненской области проводится акция «Запишись в спортивную школу», в рамках которой во всех районах области и г. Гродно ведется информационная кампания в СМИ о деятельности спортивных школ, проводятся презентации и показательные выступления воспитанников спортивных школ. Порядок зачисления в СУСУ и контактные данные всех учреждений области размещаются на сайте управления. На базе учреждений образования проводятся спортивно-массовые мероприятии по олимпийским видам спорта. Среди них уже ставшие популярными среди учащихся соревнования по легкой атлетике «300 талантов для Королевы», «Детская легкая атлетика», «Школиада», соревнования по футболу – «Школьная лига», «Кока-кола – вступай в игру». Традиционно большое количество участников привлекают соревнования среди детей и подростков по месту жительства по футболу «Кожаный мяч», по хоккею с шайбой «Золотая шайба», по биатлону «Снежный снайпер», по гандболу «Стремительный мяч», проводимые на призы Президентского спортивного клуба.

Одной из главных задач в вопросе пропаганды здорового образа жизни является обеспечение информационного сопровождения данной деятельности в средствах массовой информации. Для предоставления максимально полного объема информации на сайте управления http://www.oblsport.grodno.by функционируют информационные разделы об имеющихся возможностях Гродненской области в данном направлении, в том числе: «Вело. Движение» (представлена информация о велоинфраструктуре и веломаршрутах, в том числе с нанесением на интерактивную карту), «Зимний сезон» (представлена информация о работе зимних физкультурно-спортивных объектов), интерактивная карта физкультурно-спортивных сооружений Гродненской области с указанием их местарасположения и перечня оказываемых услуг, а также справочная информация о спортивных организациях области. Еженедельно размещается анонсирующая информация, результаты соревнований, ведутся трансляции спортивных матчей на сайтах организаций и на интернет-канале Youtube. 

В пропаганде идей спорта и Олимпийского движения важное место занимают практические достижения спортсменов. С целью их наглядного иллюстрирования ежегодно проводится областной конкурс-голосование на определение лучших спортсменов и тренеров Гродненской области. Хорошей традицией стало чествование победителей и призеров официальных международных соревнований и их тренеров в Гродненском облисполкоме с участием руководства области. Такие встречи в торжественной атмосфере проводятся не менее двух-трех раз в год и служат хорошей практикой повышения мотивации нынешних и будущих спортсменов.

Для активизации работы по привлечению населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом Министерством спорта и туризма Республики Беларусь разработан и утвержден 27 февраля 2019 г. План мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2019-2020 годы, включающий комплекс спортивных и спортивно-массовых мероприятий среди различных категорий населения, разработку и обустройство пеших, велосипедных, байдарочных туристических маршрутов, оборудование воркаут площадок, проведение рекламно-информационной кампании.

Государственный социальный стандарт расходов на физическую культуру и спорт в 2018 году составил 1,06 базовой величины (план – 0,5 б.в.) или 25,9 рублей в расчете на одного жителя.

Материал к теме: «Особо охраняемые природные территории, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия в Гродненской области».

 

Сохранение естественных экосистем и ландшафтов является одним из важнейших аспектов создания благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия.

В Гродненской области эта цель достигается путем создания особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) (национальных парков, заказников, памятников природы), охраной мест обитания и произрастания видов диких животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь, типичных или редких биотопов и ландшафтов.

Система особо охраняемых природных территорий  области включает территории частично 2-х национальных парков («Беловежская пуща», «Нарочанский») и 15 заказников республиканского значения. Кроме этих природоохранных объектов биологическое и ландшафтное разнообразие сохраняется в 28 заказниках местного значения и 218 памятников природы, из них 95 республиканского значения и 129 местного. Среди них отдельные вековые и редкие деревья, старинные парки, уникальные геологические обнажения древних пластов земли и другие объекты, имеющие научное, познавательное, историческое, эстетическое значение.

 Всего территории Гродненской области создано 263 особо охраняемых природных территорий на площади 253,3 тыс. га, 10,1 % от территории области.

В составе особо охраняемых природных территорий национальные парки «Беловежская пуща» и «Нарочанский» созданы для охраны уникальных лесных формаций с комплексом редких и исчезающих видов растений и животных.

Существующие заказники представляют все наиболее значимые виды природных экосистем и их сочетаний. Республиканские ландшафтные заказники: «Гродненская пуща», «Свитязянский», «Озеры», «Новогрудский», «Сарочанские озера», «Котра», «Липичанская пуща», «Налибокский» образованы для сохранения ценных лесо-озерных ландшафтов, луговых комплексов.

Биологические заказники: «Докудовский», «Дубатовское», «Медухово», «Замковый лес», «Слонимский» созданы с целью сохранения естественных плантаций клюквы, дикорастущих лекарственных растений, редких и исчезающих видов растений и животных, ценных лесных формаций.

Гидрологический заказник «Миранка», образован в целях стабилизации гидрологического режима рек Немана и Уши.

На территории области расположен ландшафтный заказник «Котра», который имеет международную природоохранную значимость и относится к категории Рамсарских угодий. (Конвенция о водно-болотных угодьях имеющих международное значение главным образом в качестве обитания водоплавающих птиц, Иран, г. Рамсар, 1971 г.)

Его уникальный ландшафт и растительные сообщества образуют единый природный комплекс с заповедником «Чапкяляй» Литовской Республики. С одной стороны на другую мигрируют животные и птицы. Река Котра протекает по границе и дренирует болотные угодья двух стран. Наличие редких и охраняемых видов птиц имеет важное значение в сохранении, расселении и миграции видов в регионе. На гнездовье в заказнике отмечено 89 видов птиц.

Республиканский ландшафтный заказник «Гродненская пуща» создан для сохранения ценных природных ландшафтов, лесных и луговых экосистем с комплексом дикорастущих растений и диких животных, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь, на территории, занимающей важное место в международной экологической сети, имеющей важное значение для сохранения традиционно используемых, малонарушенных ландшафтов.

Организация ландшафтного заказника «Гродненская пуща»  способствует улучшению экологической обстановки на крайнем северо-западе Гродненского региона и прилегающих территориях Польши и Литвы, сохранению ценных природных комплексов, биологического и ландшафтного разнообразия.

На основе республиканского ландшафтного заказника «Гродненская пуща» в перспективе может быть создан биосферный резерват, который мог бы быть основой трансграничной охраняемой природной территории, образованной с участием Беларуси, Литвы и Польши.

На территории  области находится Августовский канал – искусственный водный путь, созданный в 19 веке, который соединил бассейн рек Немана и Вислы. Его  длина 101 км, из них на территории Польша 80 км, на территории Республики Беларусь 21 км. Из общей протяженности канала 34 км проходят по рекам Нетта и Черная Ганча, 27 км по озерам, находящимся на трассе, а 40 км составляет искусственно прорытый канал.

Сам проект постройки канала возник в самом начале 19 века с целью прямого вывоза зерна в балтийские порты, минуя территорию Восточной Пруссии.

Вдоль Августовского канала произрастают высоковозрастные сосняки и ельники с участием широколиственных пород.  Живописные природные условия придают этому участку выразительность и неповторимость.

На территории области частично, на площади 63,8 тыс. га (общая 150,1 тыс. га) расположена  Беловежская пуща – самая титулованная в международном отношении территория (биосферный резерват, Объект всемирного наследия, удостоена Диплома Совета Европы).

Природный потенциал национального парка уникален. Единственный в Европе массив старовозрастных равнинных лесов насчитывает около 1,5 тыс. деревьев великанов, 15 типов местообитаний имеет международную значимость, более 20 видов растений и около 100 – животных состоят в европейском списке МСОП. В Красную книгу Республики Беларусь включено 99 видов растений и грибов, в том числе сосудистых растений – 68, мохообразных – 3, лишайников – 16, грибов - 12. Раритетный компонент орнитофауны включает 64 вида птиц. Данный статус дополняют также 11 видов млекопитающих, 2 – амфибий и 2 – рептилий, 22 – насекомых.  В территориальном комплексе пущи  представлено удивительное сочетание лесных, луговых, болотных и водных экосистем. Здесь зарегистрировано 1024 вида высших цветковых и споровых растений, 270 – мхов, 292 – лишайников, более 300 видов грибов. Богатый животный мир представлен 254 видами птиц, 59 – млекопитающих, около 8500 – насекомых.    Как место концентрации столь значительного биоразнообразия, включая множество редких видов, Беловежская пуща не имеет себе равных в структуре ООПТ республики. Уникальными и единственными в регионе Беларуси являются сохранившиеся участки леса формаций дуба скального и пихты белой.

На территории области функционируют 5 государственных природоохранных учреждения (далее – ГПУ), осуществляющих управление заказниками республиканского значения: «Котра» (Щучинский район), «Озеры» (Гродненский, Щучинский районы), «Сорочанские озера» (Островецкий район), «Липичанская пуща» (Мостовский, Дятловский, Щучинский районы), «Свитязянский» (Новогрудский район). В своей деятельности Учреждения подчиняются районным исполнительным комитетам. Учреждения созданы на неопределенный срок и являются учреждениями, финансируемыми за счет средств местного бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.

Основными задачами Учреждений являются: организация и осуществление природоохранных мероприятий, обеспечивающих соблюдение установленного режима охраны и использования заказников, охрану природных комплексов и объектов заказников; организация и осуществление туризма, отдыха и иной рекреационной деятельности; экологическое просвещение населения. На территории этих заказников созданы и функционируют экологические тропы, разработаны туристические маршруты.

Необходимо отметить, что в Гродненской области передано под охрану пользователям земельных участков 157 места обитания 36 видов диких животных и 422 места произрастания 85 видов дикорастущих растений.

Вместе с работой по объявлению ООПТ, выявлению мест обитания животных и произрастания растений, занесенных в Красную книгу республики Беларусь,  проводится работа по выявлению ценных растительных сообществ и экологических систем с высоким уровнем биологического разнообразия, редких и типичных биотопов, природных ландшафтов. На сегодняшний день передано под охрану 28 таких территорий.

Передача под охрану пользователям земельных участков ценных биотопов, по сравнению с передачей мест обитания и произрастания краснокнижных видов, обеспечит более эффективное сохранение, воспроизводство и восстановление разнообразия животного и растительного мира, природных ресурсов.

В целях реализации мероприятия Государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016 – 2020 годы по формированию новой микропопуляции зубра европейского на территолрии Дятловского района (земли ГЛХУ «Дятловский лесхоз») сформирована микропопуляция зубра европейского, которая состоит из 21 особи (15 самок и 6 самцов). Зубры были перевезены из Озерской и Налибокской микропопуляций.