18 апреля – Единый день информирования

Основная тема:

  1. «Всебелорусское народное собрание – гарант политической стабильности и суверенитета».

Дополнительные темы:

  1. «Ответственность за регистрацию на интернет ресурсах, признанных экстремистскими, распространение экстремистских материалов в глобальной сети интернет».
  2. «Противодействие и профилактика преступности, связанной с посягательством на половую неприкосновенность или половую свободу несовершеннолетних».
  3. «Палы сухой растительности. Отдых на природе».

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(апрель 2024 г.)

 

ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИИЕ –
ГАРАНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА

 

Материал подготовлен

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе информации Министерства экономики Республики Беларусь,

материалов агентства «БелТА» и газеты «СБ. Беларусь сегодня»

 

В суверенной Республике Беларусь последовательно укрепляются принципы народовластия. В нашей стране проводятся диалоговые площадки, широко обсуждаются знаковые законопроекты, совершенствуется работа с обращениями граждан, люди стремятся принимать личное активное участие в развитии регионов и республики в целом, произошло оздоровление партийной жизни.

Яркие примеры единства белорусов – поддержка абсолютным большинством граждан (около 83% от принявших участие в голосовании) инициатив Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на конституционном референдуме 27 февраля 2022 г., итоги единого дня голосования 25 февраля 2024 г. Явка более 73% избирателей на
выборах в 2024 году убедительно продемонстрировала, что белорусский народ является истинным хозяином своей судьбы.

Надежной опорой и для людей, и для власти является Всебелорусское народное собрание (далее – ВНС). Этот политический институт, призванный быть гарантом политической стабильности и суверенитета страны, был создан еще в 1996 году по инициативе Главы государства. Этим шагом национальный лидер А.Г.Лукашенко спас страну от гражданского противостояния в то драматичное для нашего общества время. Именно на первом ВНС впервые была сформулирована парадигма белорусской модели социально-экономического развития как сочетания преимущества рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.

Новая редакция Основного Закона Республики Беларусь закрепила конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия. ВНС фактически представляет собой «надстройку» над всеми органами власти, политически оформленный голос белорусского народа.

 

Справочно:

Рекомендуемый видеоматериал для просмотра:

Единый день голосования остался позади. Но впереди – новые выборы.  Проект телеканала ОНТ «Все понятно с Мариной Караман».

 

ФУНДАМЕНТ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Народовластие в независимой Беларуси основано на глубоких исторических традициях.

Всебелорусское народное собрание стало современным воплощением идей народного вече в княжествах Древней Руси.
Сознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцком княжестве с XI века на собраниях горожан из числа взрослых мужчин принимались важнейшие решения: избрание князя, объявление войны, начало мирных переговоров, заключение договоров с другими городами, распоряжение финансовыми и земельными ресурсами, назначение денежных сборов и др.

Важное значение в последующем развитии народовластия имеет Первый Всебелорусский съезд 1917 года. Это событие стало самым представительным форумом белорусского народа за всю предыдущую историю Беларуси. На съезде впервые было заявлено о намерении создать национальное белорусское государство.

Справочно:

Социалистическая Советская Республика Белоруссия (Белорусская Советская Социалистическая Республика) была провозглашена 1 января 1919 г.

Особое место в истории нашей страны занимает подлинно демократическое Народное собрание Западной Беларуси 1939 года, решившее судьбу людей, освобожденных Красной Армией от гнета панской Польши. Тогда Беларусь впервые за всю историю стала территориально целостной республикой, что послужило важнейшим фактором для дальнейшего поступательного развития государственного строительства.

После обретения Беларусью независимости первая половина
1990-х гг. была временем экономического хаоса и политических авантюр, социальных неурядиц, поиска собственной модели развития. В тот период Верховный Совет обладал практически ничем не ограниченной властью в стране. И далеко не все этой властью хотели делиться. Слабость государственного аппарата и правовой нигилизм порождали разгул коррупции и организованной преступности.
Тогда, в уже в далеком 1996 году, противоречия между Главой государства и так и не умерившим свои непомерные амбиции Верховным Советом обострились настолько, что переживавшая острый экономический кризис страна вступила в полосу политического конфликта. Для выхода из этой ситуации Президент А.Г.Лукашенко принял решение напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества.

До того, как вынести вопрос о создании президентской республики на референдум, в Беларуси было проведено знаковое мероприятие –
в 1996 году в г.Минске состоялось первое Всебелорусское народное собрание. Оно было сформировано путем свободных демократических выборов.

Само название президентского доклада – «Только народ вправе решать свою судьбу»предопределило не только суть возникшего нового политического института независимой Беларуси, но и магистральный смысл всей общественно-политической жизни страны.

Собрание предоставило гражданам возможность непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества. Белорусское политическое пространство стало приобретать все больше черт народной демократии, когда полноценным хозяином страны является народ.

Справочно:

Намеченные ориентиры и приоритеты:

первое ВНС (19–20.10.1996) – определение стратегии развития страны с акцентом на социально ориентированную рыночную экономику;

второе ВНС (18–19.05.2001) – продовольственная безопасность, экспорт, жилье, инновации и инвестиции;

третье ВНС (02–03.03.2006) – всестороннее развитие человека, рост реальных доходов населения, инновационное развитие экономики, энерго- и ресурсосбережение, рост экспорта и повышение конкурентоспособности продукции, развитие АПК и возрождение села, жилье и развитие малых городов;

четвертое ВНС (06–07.12.2010) – сохранение национальной модели социально ориентированной экономики, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, развитие высокотехнологичных производств, рост экспорта;

пятое ВНС (22–23.06.2016) – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, инвестиции, занятость, экспорт, информатизация, молодежь;

шестое ВНС (11–12.02.2021) – стабильность в обществе и рост благосостояния граждан, модернизация экономики, наращивание социального капитала, создание комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека.

ВНС стало подлинным коллективным органом управления государством.

 «Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации, – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования ВНС и изменения избирательного законодательства. – Собрание – опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы».

 

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ
ШЕСТОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

На современном этапе для белорусов в борьбе за сохранение собственной государственности в условиях глобального геополитического противостояния и внешнего давления укрепление отечественной политической системы приобрело судьбоносный характер. Поэтому разработка и реализация важнейших направлений государственной политики проходит при участии широких слоев населения.

Шестое ВНС подвело итог масштабному общенациональному диалогу, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались ключевые вопросы развития общества и государства.

Справочно:

В организационный комитет ВНС поступило свыше 17 тыс. соответствующих предложений и рекомендаций.

Все решения шестого ВНС претворяются в жизнь:

– в соответствии с принятыми на республиканском референдуме
27 февраля 2022 г. изменениями и дополнениями в Основной Закон Республики Беларусь закреплен конституционный статус Всебелорусского народного собрания как «высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие» (статья 89
¹);

– успешно реализуется одобренная шестым Всебелорусским народным собранием и утвержденная Указом Главы государства А.Г.Лукашенко от 29 июля 2021 г. № 292 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Основой Программы являются определенные шестым ВНС приоритеты развития Беларуси: счастливая семья, сильные регионы, интеллектуальная страна и государство-партнер;

 

 

Справочно:

По итогам 2023 года ВВП вырос на 3,9% по сравнению с 2022 годом.

Денежные доходы населения в реальном выражении выросли на 6,3%.

Уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте составил 3,5% (в 2022 году – 3,6%) (при целевом ориентире – не более 4,2% к концу 2025 года).

Потребительские цены выросли на 5,8% (при прогнозе 7–8%). Это один из самых низких показателей среди стран – участниц ЕАЭС.

Темп роста промышленного производства составил 107,7% (при прогнозе 102,4%).

Выпуск продукции сельского хозяйства выше уровня 2022 года на 1,1% (например, динамика в животноводстве – 104,5%, в том числе высокие темпы по производству молока – рост на 5,9%, скота и птицы – на 2,7%).

Темпы в строительстве выросли до 111,1%. За последние три года введено в эксплуатацию жилья на 2,4% больше запланированного (12,8 млн кв. м; только в 2023 году – 4,2 млн кв. м общей площади жилья).

Сальдо внешней торговли товарами и услугами положительное – 480,7 млн долларов США или 0,7% к ВВП.

– реализуется широкий спектр мероприятий, предусмотренных Программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773.

Эти и многие другие примеры – доказательства совершенствования в Беларуси уникальной модели народного самоуправления.

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС И КОМПЕТЕНЦИЯ
ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

«Мы должны максимально приблизить центры принятия решений к людям, обеспечить постоянную, эффективную обратную связь между властью и населением. Это должно исходить из жизни и от наших людей», – констатировал Глава государства 12 февраля 2021 г. на шестом Всебелорусском народном собрании.

После вступления в силу 15 марта 2022 г. изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь и принятия Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» от 7 февраля 2023 г. № 248-З (далее – Закон) статус ВНС значительно изменился. Сейчас:

– ВНС – это высший представительный орган народовластия Республики Беларусь (ранее ВНС являлось формой реализации гражданами конституционного права на участие в обсуждении и принятии решения по важным вопросам государственной и общественной жизни и представляло собой народный форум);

– установлена постоянная максимальная численность делегатов ВНС – 1 200 чел. (на первом ВНС общая численность делегатов составила 4 740 чел.; на втором, четвертом и пятом – 2 500 чел.; на третьем – более 2 500 чел.; на шестом – 2 700 чел.);

– установлен срок полномочий ВНС (5 лет) и периодичность заседаний (не реже 1 раза в год) (ранее ВНС проходило в течение 2-х дней по сложившейся традиции 1 раз в 5 лет);

– существенно расширен круг полномочий ВНС: Собранию предоставлено право законодательной инициативы и др.;

– решения ВНС носят статус обязательных и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов, которые противоречат интересам национальной безопасности, кроме актов судебных органов (раньше ВНС принимало резолюции, которые имели лишь рекомендательный характер);

– созыв первого заседания ВНС является прерогативой Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК) (ранее ВНС созывалось на основании Указа Президента Республики Беларусь).

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 г., характеризуя новый статус ВНС, отметил: «Это будет высший представительный орган в стране, который совместит в себе традиции и лучшие практики белорусского народовластия. На протяжении более четверти века этот институт зарекомендовал себя настоящим народным вече. Он уже есть. Мы ничего не выдумываем, пришло время сделать его конституционным».

ВНС предоставлены широкие полномочия.

Собрание призвано принимать решения об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики, программы социально-экономического развития Республики Беларусь.

По предложению Главы государства А.Г.Лукашенко, Всебелорусское народное собрание наделено правом предлагать изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь.

Право законодательной инициативы реализуется Всебелорусским народным собранием посредством внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проектов законов. Другими словами, ВНС не заменяет Парламент. Всебелорусское народное собрание и Национальное собрание Республики Беларусь «расходятся» по правовому статусу.

ВНС избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; утверждает список народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь (по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом ВНС).

Также ВНС вправе рассматривать вопрос по импичменту, то есть возможному смещению с должности Президента Республики Беларусь (ранее таким правом обладали палаты Парламента) в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Прерогативой Всебелорусского народного собрания станет принятие решения о легитимности выборов, в том числе выборов Президента Республики Беларусь. Тем самым ВНС выступит гарантом объективной оценки волеизъявления народа в период избирательных кампаний.

Определены полномочия Всебелорусского народного собрания в области обороны. ВНС утверждает Военную доктрину, Концепцию национальной безопасности. Кроме того, Всебелорусское народное собрание вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, и в случае бездействия Президента Республики Беларусь по этим вопросам. Вопрос о введении на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума ВНС или Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

По предложению Президента ВНС может принять решение о возможности направления миротворческих миссий за пределы Беларуси для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

Всебелорусское народное собрание дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам. Это существенно повышает их значимость и действенность.

Таким образом, создан дополнительный механизм сдержек и противовесов в политической системе нашей страны. В случае критических моментов ВНС выступит в роли «арбитра», страхующего механизма, чтобы исключить возможность паралича системы государственного управления.

Всебелорусское народное собрание в любой политической, общественной ситуации не допустит изменения социально направленной политики государства, которая формировалась многие годы. Насущные изменения будут идти эволюционным путем.

 

ВЫБОРЫ ДЕЛЕГАТОВ
СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с Законом делегатами ВНС являются:

– Президент Республики Беларусь;

– от законодательной власти – депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

– от исполнительной власти – Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и другие члены Совета Министров Республики Беларусь; председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов, председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов;

– от судебной власти – Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда Республики Беларусь; Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда Республики Беларусь;

– от местных Советов депутатов (предельная численность –
350 человек)
– представители местных Советов депутатов от каждой области (нормы представительства от каждой области определяются ЦИК пропорционально численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области), депутаты Минского городского Совета депутатов в полном составе;

– от гражданского общества (предельная численность – 400 человек).

Наделение Всебелорусского народного собрания особыми полномочиями предопределило и высокие требования к кандидатам в делегаты. «Это должны быть профессионалы. Это не свадебные генералы, которые приехали, посидели…Таких там быть не должно. Это должны быть люди знающие, с богатым опытом за плечами. Им предстоит принимать решения по стратегическим направлениям, важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Такова ответственная миссия нашего собрания», – подчеркнул белорусский лидер А.Г.Лукашенко 13 декабря 2022 г. на совещании по вопросам приведения отдельных законов в соответствие с обновленной Конституцией.

На состоявшемся 1 марта 2024 г. заседании ЦИК были установлены нормы представительства делегатов ВНС от местных Советов депутатов и субъектов гражданского общества – 290 (без учета депутатов Минского городского Совета депутатов (60 человек), в полном составе являющихся делегатами ВНС) и 400 человек соответственно.

Справочно:

К субъектам гражданского общества, имеющим право в соответствии с Законом избирать делегатов ВНС, Министерством юстиции Республики Беларусь отнесены:

Республиканское общественное объединение «Белая Русь»;

Белорусское общественное объединение ветеранов;

общественное объединение «Белорусский союз женщин»;

общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»;

Федерация профсоюзов Беларуси.

Эти объединения представляют все значимые социальные группы.

Субъекты гражданского общества выдвинули кандидатов в делегаты ВНС в ходе заседаний своих областных, Минской городской организационных структур с 12 по 31 марта 2024 г. Избрание делегатов ВНС состоится на заседаниях высших органов субъектов гражданского общества с 1 по 10 апреля 2024 г.

Преимущество Всебелорусского народного собрания в том, что только оно способно объединить все политические силы: власть и гражданское общество (в том числе политические партии) молодежь и пенсионеров, рабочих и интеллигенцию, частный бизнес и представителей госструктур. Это значит, что при обсуждении вопросов, выносимых на повестку дня ВНС, учитываются мнения и позиции всех наших сообществ: профессиональных, региональных и др.

Именно потому, что ни одна современная страна не дает в руки руль государственной машины столь широкому кругу граждан, абсолютных аналогов ВНС в мире нет.

На местах к отбору своих представителей в этот конституционный орган подошли максимально разумно и грамотно. Делегаты седьмого Всебелорусского народного собрания известны. Это – патриоты Родины, которые не боятся высказывать свое мнение и отстаивать позицию в разрешении вопросов в пользу людей. В составе ВНС представлена и молодежь. 

Вниманию выступающих: здесь целесообразно упоминать делегатов ВНС, представляющих конкретный регион, населенный пункт.

 

ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ЗАСЕДАНИЯ
СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2024 г. № 25рп был создан Республиканский организационный комитет по подготовке и проведению ВНС (председатель – Премьер-министр Головченко Р.А.).

Рабочим органом ВНС является Секретариат. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 2 февраля 2024 г. назначил на должность начальника Секретариата ВНС Мицкевича В.В.

«Провести предстоящее заседание ВНС необходимо и внешне, и по содержанию на самом высоком уровне», – такую задачу Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поставил в ходе состоявшегося
18 марта 2024 г. совещания по вопросам подготовки проведения первого заседания седьмого Всебелорусского народного собрания.

Первое заседание седьмого Всебелорусского народного собрания состоится 24–25 апреля 2024 г.

Делегаты изберут Председателя ВНС, его заместителей, иных членов Президиума Всебелорусского народного собрания (15 человек).

Сегодня в белорусском обществе существует реальный запрос на безопасность и стабильность. Поэтому одним из основных вопросов станет утверждение Концепции национальной безопасности и Военной доктрины – исключительно актуальных документов, направленных на защиту суверенитета белорусского государства и формирование многополярного мира, преодоление кризиса европейской архитектуры безопасности.

Как заявил белорусский лидер А.Г.Лукашенко 26 января 2024 г. на церемонии вручения дипломов доктора наук и аттестатов профессора научным и научно-педагогическим работникам, «этот орган (прим. – ВНС) должен во время переходного периода, смены поколений быть на страже, он должен видеть, что происходит. Поэтому и Военную доктрину, и Концепцию национальной безопасности – вопросы войны и мира (для нас они важнейшие) – должны решать именно там».

Проект новой редакции Концепции национальной безопасности был одобрен в феврале 2023 г. на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь.

Справочно:

Концепция национальной безопасности представляет собой совокупность официальных взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности Республики Беларусь.

В Республике Беларусь Концепция принималась трижды: в 1995, 2001 и 2010 годах.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь обновлена более чем на 70% исходя из военно-политической обстановки, которая сегодня сложилась в мире.

Глава государства поручил до внесения новой Концепции на утверждение ВНС провести ее общественное обсуждение.

Справочно:

В течение 2023 года было организовано более 70 дискуссионных площадок во всех регионах страны, в государственных органах и организациях, трудовых коллективах, учреждениях образования, профсоюзных и общественных объединениях с привлечением представителей научного и экспертного сообщества, основных религиозных конфессий, субъектов гражданского общества.

Люди проявили неподдельный интерес к новшествам Концепции. В частности, и рядовые граждане, и авторитетные эксперты предметно говорили о современных тенденциях военно-политической обстановки в мире и на границе белорусского государства, активно обсуждали вопросы обеспечения военной безопасности, проблематику электорального суверенитета и многие другие аспекты.

В числе новшеств Концепции:

расширен перечень сфер национальной безопасности путем выделения биологической безопасности в отдельное направление;

впервые в Концепции закреплено понятие «электоральный суверенитет», раскрыты механизмы его обеспечения;

важным дополнением является уточнение индикаторов состояния национальной безопасности;

существенное внимание уделено сохранению национальной идентичности, исторического наследия, традиционных ценностей, которые в первую очередь стали объектами внешней культурно-идеологической экспансии;

ряд дополнений вытекает из особенностей социально ориентированной модели белорусской экономики и обеспечения реализации принципа социальной справедливости.

Беларусь в очередной раз заявляет всем государствам, что ни к кому не имеет претензий, готова со всеми выстраивать мирный и равноправный диалог, но не потерпит силового диктата.

Новая Военная доктрина не предусматривает кардинальной ревизии положений суверенной военной политики государства – она
по-прежнему носит оборонительный характер.

Справочно:

Военная доктрина – система официально принятых в Республике Беларусь взглядов на поддержание международного мира и безопасности, обеспечение военной безопасности Республики Беларусь, ее вооруженную защиту в рамках обороны государства.

В Республике Беларусь Военная доктрина принималась (уточнялась) трижды: в 1992, 2002 и 2016 годах.

В числе новшеств Военной доктрины:

указано, что оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все – начиная от Президента и заканчивая каждым гражданином;

реализован новый методологический подход, предусматривающий градацию военной опасности по уровням «риск», «вызов» и «угроза», что позволит реализовать поэтапную систему реагирования;

важный акцент сделан на недопущении эскалации и предотвращении военных конфликтов;

Справочно:

По оценкам Международного института стратегических исследований, в 2023 году в мире насчитывалось 183 региональных конфликта, 57 из которых находились в «горячей» фазе (то есть применялась военная сила).

четко обозначена позиция Беларуси по вопросам применения находящегося на ее территории тактического ядерного оружия. Оно рассматривается «как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциального противника от развязывания вооруженной агрессии и является вынужденной реакцией на несоблюдение западными странами-гарантами условий Меморандума о гарантиях безопасности»;

впервые предусмотрена возможность силового ответа на деструктивное кибервоздействие;

предусмотрен механизм реагирования белорусской стороны в случае вооруженной агрессии против наших союзников по ОДКБ и Союзному государству;

обновленная Военная доктрина может служить основой для урегулирования ситуации в Европе, запуска мирного диалога. Республика Беларусь готова возобновить прагматичный диалог со странами НАТО при условии прекращения ими агрессивной риторики и деятельности в отношении нашей страны.

Справочно:

По словам экспертов, в Беларуси принцип «Хочешь мира – готовься к войне» трансформирован в истину: «Без мира нет развития, а сто лет переговоров лучше, чем один год войны».

Для сохранения и совершенствования белорусской модели социально ориентированного государства в условиях продолжающегося внешнего давления необходима эффективно работающая политическая система. В случае глобальных вызовов и угроз именно Всебелорусское народное собрание обеспечит мир и согласие в обществе, упрочит фундамент белорусской государственности.

 

****

В 2024 году все основные составляющие белорусской политической системы успешно проходят проверку на качество. Всебелорусское народное собрание стало символом народного единства.

Участники электорального процесса демонстрируют поддержку курса Президента и конституционного строя. Избирательные кампании привели к формированию в Беларуси категории ответственных политиков – людей с жизненным опытом, готовых вести за собой людей во имя созидания на благо Отечества. При этом солидарность не предполагает единомыслия. Путь к достижению общих целей можно видеть по-разному. Главное – нацеленность на конструктивный диалог и максимально тесное взаимодействие в интересах развития государства и общества.

«Отличительной чертой белорусской модели государственности всегда был солидарный стиль взаимодействия всех ветвей власти и госорганов. Отсутствие разногласий, мелочной борьбы политических группировок и настроенность на конструктивное сотрудничество помогали нам отстаивать национальные интересы и достигать необходимых результатов», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшейся 21 марта 2024 г. встрече с депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания седьмого созыва. Говоря о важной роли Всебелорусского народного собрания для общества и государства, национальный лидер А.Г.Лукашенко особо отметил:
«С формированием этого конституционного органа страна, по сути, вступит в новый исторический этап своего развития».

 

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(апрель 2024 г.)

 

Ответственность за регистрацию на Интернет-ресурсах, признанных экстремистскими, распространение экстремистских материалов в глобальной сети Интернет

 

Материал подготовлен

Управлением Следственного комитета

Республики Беларусь по Гродненской области

 

С развитием сферы информационно-коммуникационных технологий возросло число угроз и противоправных деяний, в том числе экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет. В настоящее время злоумышленниками совершенствуются формы и методы осуществления преступной деятельности, а совершая их в глобальной сети нарушители закона рассчитывают на то, что останутся безнаказанными и смогут избежать ответственности. Однако, благодаря должному уровню взаимодействия правоохранительных структур, раскрыто множество таких преступлений.

На основании Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» Следственный комитет является субъектом противодействия экстремизму и осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления, связанные с экстремизмом, в соответствии с законодательными актами.

Территориальными следственными подразделениями Гродненской области в период с августа 2020 года по настоящее время окончено производство передачей прокурору для направления в суд порядка 457 уголовным делам рассматриваемой категории в отношении 499 обвиняемых по 1608 преступным эпизодам преступной деятельности.

Экстремизм - это одно из наиболее опасных явлений безопасности мирового сообщества, представляющих угрозу для всего общества, как совершаемыми преступлениями, так и разрушением общепризнанных норм морали, прав и человеческих ценностей, представляющих собой некий своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех и или иных областях общественной жизни.

Несмотря на то, что понятие «экстремизм» широко используется средствами массовой информации, в своем большинстве граждане имеют очень слабое, размытое представление об этом, в том числе и потому, что уже долгие годы живем в мирной стране. Экстремизм сегодня все более грозно заявляет о себе, нарушая важнейшие права человека: на жизнь, свободу, безопасность.

Сегодня самым распространённым средством общения и обмена информацией между людьми, находящимися в различных точках планеты, являются Интернет и социальные сети, которые стали неотъемлемой частью жизни современного общества. Их легкодоступность, анонимность и быстрота передачи привлекает к себе людей. Вместе с тем, блуждая на просторах Интернета, мы порой не задумываемся над тем, что за репост какой-либо картинки, материала могут наступить негативные последствия.

Для того, чтобы негативные последствия не наступили, следует понимать, что собой представляет экстремистская деятельность (экстремизм):

Согласно ст. 1 Закона, экстремизм (экстремистская деятельность) - деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем:

насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;

захвата или удержания государственной власти неконституционным путем;

создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании;

содействия осуществлению экстремистской деятельности, прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности;

распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;

оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;

создания в этих целях незаконного вооруженного формирования;

осуществления террористической деятельности;

разжигания расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, в том числе совершения в указанных целях противоправных деяний против общественного порядка и общественной нравственности, порядка управления, жизни и здоровья, личной свободы, чести и достоинства личности, имущества;

организации и осуществления массовых беспорядков, актов вандализма, сопряженных с повреждением или уничтожением имущества, захвата зданий и сооружений, иных действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активного участия в них по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;

совершения в этих целях незаконных действий в отношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

распространения экстремистских материалов, а равно изготовления, издания, хранения или перевозки таких материалов в целях распространения;

реабилитации нацизма, пропаганды или публичного демонстрирования, изготовления, распространения нацистской символики и атрибутики, а равно хранения или приобретения такой символики или атрибутики в целях распространения;

воспрепятствования законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц этих органов, комиссий, совершенного с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применения насилия либо угрозы насилием в отношении близких указанных должностных лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за исполнение ими служебных обязанностей;

финансирования экстремистской деятельности;

публичных призывов к организации или проведению в этих целях незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечения лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иной организации или проведения таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере;

публичных призывов к вышеуказанным действиям, а также публичное оправдания таких действий.

Экстремистские материалы - символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения, либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда.

Список материалов, признанных экстремистскими, постоянно актуализируется и с ним каждый гражданин может ознакомиться на сайте Министерства информации Республики Беларусь. Руководители и создатели экстремистских телеграм-каналов, телеграм-чатов, после того, как их признают экстремистским формированием, вместе с аудиторией могут попасть под уголовную ответственность.

Подписка на экстремистские каналы - это элемент популяризации, распространения экстремистской информации. Вместе с тем, сотрудники правоохранительных органов на сегодняшний день могут деанонимизировать практически любого пользователя, современные компьютерные программы позволяют это сделать. Следует отметить, что с целью профилактики совершения преступлений экстремисткой направленности сотрудниками правоохранительных органов контролируются и проверяются различные Интернет-ресурсы, в том числе и различные домовые чаты.

За распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст.19.11 КоАП Республики Беларусь (распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность).

Справочно:

ч. 1 ст. 19.11 КоАП - распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции,

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо - от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения;

ч. 2 ст. 19.11 КоАП - распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции,

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя —наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо - от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

В 2021 году к административной ответственности по указанной статье ОВД Гродненской области привлечено 57 граждан. За первый квартал 2024 года на территории области зарегистрировано 512 административных правонарушений по ст. 19.11 КоАП.

Справочно:

В феврале 2024 жительница г.Гродно, являясь пользователем социальной сети «Одноклассники», с целью распространения на своей странице хранила информационную продукцию, включенную в республиканский список экстремистских материалов. За совершенное административное правонарушение подвергнута административному взысканию в виде штрафа в размере 1 200 рублей .

В апреле 2024 житель Гродненского района, являясь пользователем телеграм-канала «К…», с целью распространения на своем телефоне хранил информационную продукцию, включенную в республиканский список экстремистских материалов. За совершенное административное правонарушение подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 1 200 рублей с конфискацией мобильного телефона.

Как правило, по указанной статье привлекаются лица, распространяющие в глобальной компьютерной сети «интернет» (мессенджерах «вайбер», «телеграмм» и др.) информацию с телеграмм-каналов и иных источников, признанных экстремистскими (NEXTA, Беларусь головного мозга, и др., полный перечень которых определен Министерством информации Республики Беларусь), либо хранящие указанную информацию с целью ее распространения.

В соответствии со ст.38 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ), в средствах массовой информации, на Интернет-ресурсах запрещено распространение: информации, направленной на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, порнографии, насилия и жестокости, в том числе пропагандирующей или побуждающей к самоубийству, другой информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь или запрещено настоящим Законом, иными законодательными актами; гиперссылки на информационные сообщения и (или) материалы, содержащие информацию, распространение которой в средствах массовой информации, на Интернет-ресурсах запрещено.

Законодательство Республики Беларусь постоянно совершенствуется, при появлении новых угроз безопасности страны вводится соответствующая ответственность в уголовный закон. Так, в период с 2016 по 2021 год Уголовным Кодексом Республики Беларусь предусмотрена ответственность за ряд преступлений экстремистской направленности, которые раньше не были криминализированы. В частности, введена ответственность за:

Статья 361-1. Создание экстремистского формирования либо участие в нем

1. Создание экстремистского формирования, а равно формирования, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, либо руководство таким формированием или входящим в него структурным подразделением -

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом или без штрафа.

2. Те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, -

наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от шести до десяти лет со штрафом или без штрафа.

3. Вхождение лица в состав экстремистского формирования в целях совершения преступления экстремистской направленности (участие в экстремистском формировании) –

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа.

Статья 361-2. Финансирование экстремистской деятельности

1. Предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества, в том числе имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, любым способом для заведомого обеспечения экстремистской деятельности, деятельности, направленной на реабилитацию нацизма, -

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом или без штрафа.

2. Те же деяния, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом.

Вместе с тем следует отметить, что лицо, совершившее финансирование экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье, если оно своевременно заявило о содеянном и (или) иным образом способствовало предотвращению или выявлению этого преступления.

Статья 361-3. Участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании или вооруженном конфликте, военных действиях, вербовка либо подготовка лиц к такому участию.

1. Участие гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь лица без гражданства на территории иностранного государства в вооруженном формировании одной из противоборствующих сторон, а равно участие в вооруженном конфликте, военных действиях без уполномочия государства и при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 133 настоящего Кодекса, -

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом или без штрафа.

2. Вербовка, обучение, иная подготовка либо использование граждан Республики Беларусь или постоянно проживающих в Республике Беларусь лиц без гражданства для участия на территории иностранного государства в вооруженном формировании одной из противоборствующих сторон, в вооруженных конфликтах, военных действиях, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 132 настоящего Кодекса, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом или без штрафа.

Статья 361-4. Содействие экстремистской деятельности

1. Вербовка, иное вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности -

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, -

наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом или без штрафа.

Статья 361-5. Прохождение обучения или иной подготовки для участия в экстремистской деятельности

Прохождение лицом обучения или иной подготовки, заведомо для обучающегося имеющих целью его последующее участие в экстремистской деятельности, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.

Статья 369-1. Дискредитация Республики Беларусь

Распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, деятельности государственных органов, Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, военизированных организаций, дискредитирующих Республику Беларусь, совершенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, направленное на причинение существенного вреда государственным или общественным интересам, -

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.

Статья 369-2. Использование иностранной безвозмездной помощи в нарушение законодательства Республики Беларусь

Использование иностранной безвозмездной помощи для осуществления террористической и иной экстремистской деятельности или других деяний, запрещенных законодательством Республики Беларусь, либо финансирования политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий, подготовки или проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления или распространения агитационных материалов, проведения семинаров или других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 369-3. Публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях

Публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иная организация или проведение таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 293 и 342 настоящего Кодекса, -

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Как видим, на законодательном уровне предусмотрена повышенная ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности.

К примеру, Гродненским МОСК в 2023 году передано прокурору для направления в суд уголовное дело в отношении М., по 5 составам преступлений экстремистской направленности.

Расследованием установлено, что обвиняемый в период с 2020 по 2023 год оказывал содействие экстремистскому формированию, деятельность которого была направлена на обоснование и утверждение необходимости совершения противоправных действий, в том числе применения насилия, высказывания угроз применения насилия, уничтожения и повреждения имущества, распространения клеветнических и оглашения иных сведений, которые гражданин желает сохранить в тайне, в отношении сотрудников органов внутренних дел, должностных лиц государственных органов, лиц, выполняющих общественный долг по охране общественного порядка, пресечению правонарушений и защите действующего государственного конституционного строя, иных лиц, защищающих в пределах своей деятельности действующий конституционный строй Республики Беларусь и активно выступающих за его сохранение, образующих относительно устойчивую общность, имеющую общие социально значимые признаки, основанные на роли в общественной и политической жизни, принадлежности к определенной профессии и социально-политическим взглядам; принимал участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с неповиновением сотрудникам ОВД, повлекших нарушение работы транспорта .учреждений, организаций, распространял клеветнические сведения в отношении Президента Республики Беларусь и высказывал угрозы в его адрес.

По совокупности М. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет (приговор вступил в законную силу).

 

Следственным управлением УСК передано прокурору для направления в суд уголовное дело в отношении К., 1993 г.р., по 11 составам преступлений экстремистской направленности.

Расследованием установлено, что обвиняемая в период с 2020 по 2023 год оказывала содействие экстремистским формированиям путем дачи интервью, содержащих ложную информацию о политическом и правовом положении граждан в Республике Беларусь, деятельности органов государственной власти и управления, системы здравоохранения, правоохранительных органов и судов; руководила экстремистским формированием, деятельность которого была направлена на обоснование и утверждение необходимости совершения противоправных действий, в том числе применения насилия, высказывания угроз применения насилия, уничтожения и повреждения имущества, распространения клеветнических и оглашения иных сведений, которые гражданин желает сохранить в тайне, в отношении сотрудников органов внутренних дел, судей, осуществляющих правосудие, должностных лиц государственных органов, лиц, выполняющих общественный долг по охране общественного порядка, пресечению правонарушений и защите действующего государственного конституционного строя, сотрудников средств массовой информации, иных лиц, защищающих в пределах своей деятельности действующий конституционный строй Республики Беларусь и активно выступающих за его сохранение, образующих относительно устойчивую общность, имеющую общие социально значимые признаки, основанные на роли в общественной и политической жизни, принадлежности к определенной профессии и социально-политическим взглядам; осуществляла незаконные сбор и распространение информации о частной жизни сотрудников правоохранительных органов без их согласия; оскорбления представителей власти и судей в сети Интернет в связи с выполнением ими служебных обязанностей и осуществлением правосудия; распространяла клеветнические сведения в отношении Президента Республики Беларусь и его оскорбления.

По совокупности К. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 9 лет (приговор вступил в законную силу).

 

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(апрель 2024 г.)

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ПОСЯГАТЕЛЬСТВОМ НА ПОЛОВУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ И ПОЛОВУЮ СВОБОДУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Материал подготовлен

Управлением по наркоконтролю и противодействию

торговле людьми УВД Гродненского облисполкома

 

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением, представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения и всегда вызывают широкий общественный резонанс. Сегодня уже невозможно сделать вид, что этой проблемы нет в обществе. Она была всегда: как 10 лет назад, так и 20, однако в то время  обсуждать ее было не принято. В месте с тем,  в последние годы ситуация кардинально изменилась.

Поток информации о такого рода преступлениях заметно увеличился. И, действительно, на протяжении ряда лет в республике наблюдается сохранение высокого уровня преступности в данной сфере.

Справочно. Работа заинтересованных субъектов профилактики по противодействию преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних строится в соответствии с Планом организационно-аналитических, практических и иных мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации на 2023–2024 годы, утвержденного первым заместителем премьер-министра Республики Беларусь.

На первый взгляд может сложиться впечатление, что так называемых педофилов в последнее время стало очень много. В этой можно отметить, что именно  в последние годы наше общество стало поднимать верхушку айсберга, в том числе благодаря широкому освещению данного вопроса в средствах массовой информации. Совершенно очевидно, что проблему отрицать нельзя, нельзя ее замалчивать, а необходимо делать шаги, чтобы разобраться, выявить и раскрыть преступление.

Важно понимать, что такая категория преступлений имеет скрытый, латентный характер. Согласно букве закона, сексуальное насилие над несовершеннолетними – это тяжкое преступление. С медицинской точки зрения, педофилия – это психическое расстройство, выражающееся в отклонениях сексуального предпочтения и патологическом влечении к детям. Иными словами, в каком бы ключе не трактовалось это явление, оно представляет собой серьезную девиацию, несущую угрозу для общества.

Иными словами, в каком бы ключе не трактовалось это явление, оно представляет собой серьезную девиацию, несущую угрозу для общества.

         По нашему мнению, сексуальное насилие в отношении детей имеет следующие формы: физическое и психологическое.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с другими лицами в целях получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

        

Физическое сексуальное насилие выражается в совершении с ребенком конкретных действий сексуального характера или использовании его тела, изображения, образа в сексуальных целях. Сюда можно отнести:

непосредственно педофилию;

использование детской проституции;

торговлю детьми в целях сексуальной эксплуатации;

использование детей для порносъемок.

Психологическое или эмоциональное насилие это любое действие, которое помещает эмоциональное напряжение ребенка в положение, опасное для возрастного развития ребенка (страх, волнение, унижение, отчаяние).

Справочно. К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК):

  • изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
  • развратные действия (статья 169 УК);
  • понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).

Согласно пункту второму части 2 статьи 174 УПК Республики Беларусь (далее – УПК) принятие решений по поступившим заявлениям или сообщениям о преступлениях против половой неприкосновенности или половой свободы, предусмотренных статьями 166 – 170 УК, относится к исключительной компетенции органов предварительного следствия.

Законодательство республики в данном направлении постоянно совершенствуется, в истекшем периоде текущего года разработаны два законопроекта о введении административной ответственности за хранение и просмотр детской порнографии и меры принудительного лечения лиц, страдающих «педофилией».

Системная и целенаправленная работа правоохранительных и иных государственных органов по предупреждению и пресечению указанных преступлений способствовала положительным изменениям.

Работа по предотвращению сексуального насилия в отношении детей включает целый комплекс мер. Правоохранители используют специальные программы для упрощения отслеживания преступников в Интернете, занимаются мониторингом общественного мнения, привлекают к взаимодействию учреждения здравоохранения, образования, заинтересованные госорганы и неправительственные организации для распространения информации о проблеме, своевременного реагирования на изменения в поведении ребенка и выявления злодеяний. С каждым годом эта работы совершенствуется, в том числе  изучается международный опыт.

В 2020-2023 г.г.    МВД    совместно   с   заинтересованными   проведен ряд информационно-профилактических, организационно-правовых мероприятий, направленных на совершенствование национального законодательства, координацию деятельности государственных органов, международных организаций, общественных объединений; подготовку квалифицированных кадров. Наряду с этим уделяется большое внимание обеспечению доступа к статистике, отчетности и иной информации, размещаемой в глобальной компьютерной сети Интернет.

В рамках либерализации уголовного закона приняты инициативы МВД в части установления административной преюдиции
в статье 343 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК),
с целью послабления ответственности в отношении фактов распространения материалов порнографического характера, не представляющих общественной опасности, а также переориентированием сотрудников на выявление тяжких и особо тяжких преступлений.

Путем принятия примечания к статьям 166 (Изнасилование), 167 (Насильственные действия сексуального характера) УК, реализована выдвинутая в 2020 г. инициатива, которая в целях недопущения повторной виктимизации снизила обязательный возрастной порог для проведения экспертиз в отношении детей в возрасте до 12 лет, признавая тем самым их нахождение заведомо в беспомощном состоянии (уязвимом положении).

Соответствующие изменения внесены и в ст. 168 УК «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста. В частности, примечание к данной норме определяет, что лицо, совершившее действия, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если будет установлено, что это лицо и совершенное им преступление перестали быть общественно опасными в связи со вступлением в брак с потерпевшей (потерпевшим).

Оценивая сегодняшнюю оперативную обстановку необходимо отметить, что в 2013 году в организацию работы органов внутренних дел были внесены определенные коррективы. Ранее о фактах насилия над детьми, как правило, становилось известно только после поступления заявления. Однако, очевидно, что пострадавшие и их родители далеко не всегда хотят афишировать произошедшее. Реально оценивая существующие риски, МВД наделило подразделения по противодействию торговле людьми функциями профилактики и выявления преступлений сексуального характера, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Данный фактор можно условно обозначить знаком «плюс», так как целенаправленная работа способствовала снижению уровня латентности таких деяний и закономерно повлекла увеличение количества выявленных эпизодов. Вместе с тем, это далеко не единственная причина, обусловившая повышение актуальности проблемы.

Преступность, связанная с посягательством на половую неприкосновенность несовершеннолетних, имеет высокий уровень латентности. Очевидно, что преступления указанной категории, как правило, совершаются без свидетелей, потерпевшие сообщают о совершенном преступлении по прошествии продолжительного периода времени, когда следы преступления уже уничтожены, либо возникают проблемы в их дальнейшем использовании в качестве доказательств (постирано белье, вымыто тело, уничтожены записи с камер наблюдения и т.д.).

Данные факты обусловлены разными причинами, в том числе боязнью мести со стороны лиц, совершивших преступления, придания огласке произошедшего, а также возрастом потерпевших, в силу которого не все понимают противоправность совершенных в отношении них действий, а в отношении малолетних еще и их беспомощным состоянием, а также мнением ребенка, что в том, что с ним произошло, виноват он сам. Выявление таких преступлений осложняется и нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, мотивируя, это тем, что разглашение данных сведений негативно повлияет на репутацию несовершеннолетнего и семью, где он воспитывается.

Желание родителей защитить, таким образом, репутацию своего ребенка, положительно воспринимается педофилами, которые в большинстве своем имеют психические расстройства, так как данные обстоятельства дают им возможность совершать аналогичные преступления в отношении других несовершеннолетних.

В этой части крайне важно своевременное выявление и предоставление правоохранительным органам материалов и сведений, подтверждающих факт сексуального насилия над ребенком, в том числе информацию о его физическом и психологическом состоянии. Активно используется алгоритм взаимодействия (методические рекомендации) правоохранительных органов с учреждениями здравоохранения, образования. Участники такой конструктивной деятельности предоставляют правоохранительным органам материалы и сведения, подтверждающие факт сексуального насилия над ребенком, в том числе информацию о его физическом и психологическом состоянии, которая в последующем может быть использован при формировании доказательственной базы.

В 2023 году в ОВД  области поступила 21 информация из учреждений здравоохранения и 5 из учреждения образования о совершении в отношении несовершеннолетних преступлений против половой свободы либо половой неприкосновенности несовершеннолетних, в ходе проверки по трем возбуждены уголовные дела. В ходе мониторинга и проведения сверок фактов сокрытия  и умышленного не предоставления информации правоохранительным органам со стороны учреждений здравоохранения и образования в текущем году не выявлено.

В современных условиях ситуация, связанная с латентностью данного  вида преступлений осложнилась перемещением первичного контакта педофила и ребенка в виртуальное пространство. Первичное знакомство с несовершеннолетними зачастую происходит именно там. Педофилы находят жертв в соцсетях, регистрируют фейковую страницу и вступают в диалог. В этой связи отмечу, что в Беларуси существует уголовная ответственность за так называемый «груминг», квалифицируемый как развратные действия.

Справочно. Груминг - это установление взрослыми дружеских отношений с ребенком с целью его сексуальной эксплуатации).

Нередки случаи, когда наряду с преступлениями данной категории выявляются факты изготовления и распространения материалов порнографического характера  с использованием несовершеннолетних. В ходе переписки педофил, как правило, склоняет детей к изготовлению и пересылке интимных фото и видео, которые в последующем могут использоваться  в том числе для шантажа.  В 2023 году выявлено 17 преступлений, квалифицируемых по ст.343-1 УК.

В числе преступников, фигурирующих в приводимых примерах, есть молодые люди и мужчины, достигшие пенсионного возраста, работающие и безработные, женатые и холостые, не имеющие детей и сами являющиеся родителями. Диаметрально противоположные социальные характеристики подтверждают выводы специалистов о том, что универсального портрета педофила не существует. Данное отклонение не зависит от возраста, образования или статуса человека. Достоверно неизвестны и причины, по которым формируется такое расстройство психики. Расстройства сексуальной сферы могут наслаиваться на другие психические проблемы, однако в большинстве случаев педофилы признаются вменяемыми. Вместе с тем, мировая практика свидетельствует о том, что часть из них в детстве сами пострадали от насилия, что могло запустить механизм формирования отклоняющегося поведения.

Согласно проведенным исследованиям, до 93% преступников осужденных за противоправные действия сексуального характера в отношении детей, в детстве подвергались сексуальному насилию. Таким образом,  объект насилия сам может стать насильником.

 Будучи максимально ориентированным на контакты с детьми, педофил может выбрать для себя соответствующее место работы.         В этой связи, особое внимание уделяется изучению кандидатов на трудоустройство в учреждения образования. Согласно требованиям законодательства, лица, ранее судимые за совершение преступлений, посягающих на общественную нравственность, не вправе занимать должности, связанные с педагогической и воспитательной деятельностью, а также иные должности, предполагающие постоянную работу с детьми. Однако практика показывает, что отсутствие у кандидата судимости не является стопроцентной гарантией отсутствия рисков.

Значительная доля преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних совершается близкими людьми: родителями, опекунами, сожителями матерей. При этом, субъекты профилактики зачастую упускают из-под контроля важнейшие вопросы.

ОВД во взаимодействии с заинтересованными в 2023 году принят ряд мер по повышению эффективности противодействия преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, обороту детской порнографии и торговле детьми, в том числе профилактического характера.

В 2020 году МВД совместно с Минобразования и представительством детского фонда ООН в Беларуси запустило информационный ресурс kids.pomogut.by. Портал предназначен для получения онлайн-консультаций и информации по безопасному поведению детей в сети Интернет, оказания квалифицированной помощи детям, родителям, педагогам. 

Дважды в год  реализуется комплекс мероприятий в рамках распоряжений МВД «О дополнительных мерах по противодействию преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, обороту детской порнографии. Комплекс мероприятий предусматривает совместную работу со всеми заинтересованными субъектами профилактики: учреждениями образования, здравоохранения, а также общественными объединениями. Специалистов обучают механизмам раннего выявления фактов педофилии и иного противоправного поведения, также проводится широкая информационная работа в социальных сетях, мессенджерах и СМИ для охвата различных слоев населения. Основная цель инициативы – побудить население незамедлительно сообщать  в милицию о совершении сексуальных действий в отношении детей. Это помогает своевременно принимать меры реагирования.

Вопросы профилактики и раннего выявления сексуального насилия в отношении несовершеннолетних изучаются в рамках образовательных программ повышения квалификации педагогических работников («Организация межведомственного взаимодействия по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних», «Психолого-педагогическая профилактика кризисных состояний учащихся в образовательном процессе», «Алгоритмизация деятельности педагога социального в учреждении образования» и др.).

Справочно. В учреждениях образования проведено 577 обучающих семинаров, из них 240 с педагогическими работниками, 297 с учащимися и 234 с родителями, осуществлено 163 проверок за работой 37 общежитий учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в вечернее и ночное время. Сотрудниками ИДН ОВД  проведено 1759 выступлений в учреждениях образования перед педагогическими работниками и родителями, в том числе и по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних. ОВД области направлены информационные листовки для использования при проведении профилактической работы и размещения в уголках правовых знаний учреждений образования (всего распространено более 800 буклетов).

Эффективный механизм противодействия педофилии может быть выстроен только при условии консолидации совместных усилий. Реальная вовлеченность в эту работу всех социальных институтов призвана способствовать снижению рисков и угроз в данной сфере, и является залогом успешности принимаемых мер. Защита детей от надругательства – это наша общая задача и необходимо сделать все от нас зависящее, для того, чтобы не допустить увеличения числа искалеченных судеб.

 

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(апрель 2024 г.)

 

Тема: «Палы сухой растительности. Отдых на природе. Акция «За безопасность вместе!»

 

За три месяца 2024 года на территории Гродненской области произошло 144 пожара (2023 – 170 пожаров), погибли 19 человек (2022 – 23 человек).

 

Палы сухой растительности

С наступлением теплой погоды количество звонков в службу «101» увеличивается. Нередко к пожарам приводит сжигание мусора и сухой растительности: люди получают ожоги, сгорают дома и хозяйственные постройки. Причина зачастую кроется в беспечности людей, которые после зимы наводят порядок на своих участках и пренебрегают правилами пожарной безопасности.

Только в минувшем году в Гродненской области палы травы привели к 333 пожарам. А в 2022 году беспечность при наведении порядка стала причиной серьезного пожара в Щучинском районе.

 

*** 4 марта 2022 года в службу 101 поступило сообщение о пожаре в деревне Дворчаны Щучинского района. Женщина была очень взволнована тем, что порывами ветра огонь распространяется с большой скоростью. Открытым пламенем уже были охвачены дачный дом и две хозяйственные постройки.

По команде «Сбор личного состава» на ликвидацию пожара было привлечено 8 пожарных расчетов, которые противостояли огню в течение двух часов. Дома находились на расстоянии 10-15 метров друг от друга, поэтому защитить их от пожара было непросто. К спасателям присоединились работники сельхозпредприятия и лесхоза. Всего в деревне 22 дома, проживает 35 человек. К счастью, люди не пострадали. Огнем повреждены 3 дачных дома и уничтожены 4 хозпостройки. 

К пожару привело неосторожное обращение с огнем при сжигании мусора 68-летней пенсионеркой. Известно, что женщина приехала в гости к дочери и наводила порядок на подворье. Костер для сжигания мусора развела неподалеку от сарая, а сама занялась другими хозяйственными делами. Ветер разнес пламя на десятки метров, и соседи забили тревогу.

 

Как правило, пламя от костра быстро перебрасывается на сухую траву, распространяется на большую площадь и остановить его, порой, очень сложно. Чтобы не допустить подобных случаев помните, что сжигание растительных отходов допускается только в безветренную погоду. Место, где планируете сжигать собранный мусор должно находиться на безопасном расстоянии от хозяйственных и иных построек, а также от лесных массивов и торфяников. Место для костра обязательно окопайте, держите под рукой ведро с водой, лопату или автомобильный огнетушитель и ни на секунду не оставляйте огонь без присмотра. После окончания сжигания, оставшиеся угли пролейте водой до полного прекращения тления.

В соответствии со ст. 16.40 КоАП Республики Беларусь за выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов — предусмотрено наложение штрафа от 10 до 30 базовых величин. В случае причинения ущерба в особо крупном размере наступает уголовная ответственность.

 

Традиционно, с наступлением теплых дней увеличивается количество случаев, кода люди, получают ожоги из-за неосторожного обращения с огнем и использования легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ соответственно).

 

*** 30 марта 2024 года гродненским спасателям поступило сообщение о том, что в городскую клиническую больницу скорой медицинской помощи г. Гродно с термическими ожогами лица, передней поверхности шеи, передней поверхности грудной клетки и левой кисти госпитализирован 63-летний житель областного центра.

Как рассказал пенсионер, утром он наводил порядок на приусадебном участке и собирался развести костер. Собрав сухие ветки, он облил их бензином и бросил зажженную спичку. Произошла вспышка паров ЛВЖ, из-за чего мужчина получил ожоги.

 

*** 30 марта 2024 года дежурная медсестра сообщила спасателям о том, что в учреждение здравоохранения с термическими ожогами госпитализирован 48-летний житель г.п.Россь Волковысского района.

Как рассказал мужчина, находясь на дачном участке, он сжигал ветки в бочке и рядом с ней оставил бутылку с легковоспламеняющейся жидкостью. В какой-то момент горящая ветка выпала из бочки на бутылку с ЛВЖ, из-за чего произошла вспышка паров, и мужчина получил ожог кисти.

Он немедленно обратился за помощью к медработникам, которые госпитализировали травмированного в реанимационное отделение.

 

        Во избежание подобных происшествий, ни в коем случае не используйте легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для розжига костров, мангалов и печей. Не бросайте в костер бутылки с неизвестными жидкостями и прочие емкости, если ранее в них хранились ЛВЖ или ГЖ. Особое внимание уделите детям. Расскажите им об опасности этих жидкостей и предостерегите от шалостей.

Отдых на природе

Теплая погода у многих ассоциируется с отдыхом на природе. Если вы решили отправиться в лес на пикник, убедитесь, что не действует запрет или ограничение на посещение лесов. Оперативную информацию по этому поводу можно получить на сайте Министерства лесного хозяйства, на интерактивной карте сайта МЧС Республики Беларусь и в мобильном приложении «МЧС Беларуси. Помощь рядом». Изменения на интерактивной карте вводятся и снимаются оперативно и лучше свериться с ней прежде, чем идти в лес.

В лесу огонь можно разводить только на специальных площадках. Кострище необходимо окопать. Разжигать лучше в безветренную погоду и ни в коем случае не оставлять огонь без присмотра. Держите рядом лопату, ведро с водой, или же автомобильный огнетушитель.

Когда пикник закончится, не забудьте потушить костер, для надежности можно засыпать его песком. Не оставляйте после себя мусор. Известны случаи, когда осколок стекла на солнце становился причиной пожара.

За разжигание костров в запрещенных местах предусмотрено предупреждение или наложение штрафа до 12 базовых величин. Также законодательством за подобные нарушения предусмотрена и уголовная ответственность.

 

  К сожалению, в большинстве своем любители отдыха на природе и, конечно же, приготовления шашлыка не уделяют должного внимания соблюдению правил безопасности.

 

*** 20 мая 2023 года в Кореличскую районную больницу обратился мужчина 1986 года рождения с термическими ожогами лица.

Как рассказал пострадавший, он разжигал мангал. Для того чтобы ускорить процесс, мужчина воспользовался растворителем. Поднеся спичку к пролитой жидкости, произошла вспышка паров и выброс пламени. Молодой человек получил термические ожоги лица.

 

*** 9 июня 2023 года в Островецкую районную больницу обратился мужчина 1964 года рождения с термическими ожогами.

Как выяснилось позже, пострадавший находился в гостях у друзей и разжигал мангал. Для этого мужчина использовал жидкость для розжига. Поднеся спичку, произошла вспышка паров и из-за выброса пламени на нем загорелась одежда. При помощи ведра с водой мужчина самостоятельно справился с возгоранием и обратился за медицинской помощью. После осмотра в тяжелом состоянии погорельца госпитализировали в реанимационное отделение районной больницы.

 

Если вы решили пожарить шашлык во дворе, напоминаем, что мангалы и аналогичные устройства для приготовления еды на открытом огне следует располагать на безопасном расстоянии от строений, чтобы пламя и искры не попадали на горючие элементы зданий и хозяйственных построек. Не разжигайте костер и не устанавливайте мангал над низко растущими деревьями. Запрещается использовать для разжигания костров легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Процесс горения должен быть всегда под контролем. Когда угли перегорят, обязательно пролейте их водой для полного прекращения тления.

Будьте бдительны во время отдыха и помните, что соблюдение простых правил поможет избежать чрезвычайных ситуаций.

 

Акция «За безопасность вместе!»

Для снижения количества происшествий, происходящих по причине несоблюдения правил пожарной безопасности, укрепления правопорядка, а также предупреждения правонарушений, совершаемых гражданами в состоянии алкогольного опьянения, с 15 апреля по 1 мая в Гродненской области пройдет республиканская пожарно-профилактическая акция «За безопасность вместе».

Кроме спасателей, к акции присоединятся представители органов внутренних дел, ЖКХ, энергетической службы, здравоохранения, социальной службы, образования, средств массовой информации, а также Белорусского добровольного пожарного общества.

При проведении акции акцент будет сделан на обследование противопожарного состояния домовладений граждан, нуждающихся в дополнительной социальной защите. Работники МЧС посетят одиноких и одиноко проживающих престарелых граждан, инвалидов, а также семьи, в которых дети находятся в социально-опасном положении, дадут разъяснения и рекомендации по повышению уровня пожарной безопасности жилищ.

Обращаем внимание, что каждый желающий в период акции может подать заявку на обследование противопожарного состояния домовладения или квартиры – организаторы укажут на имеющиеся недостатки и окажут консультативную помощь по их устранению.

Кроме того, запланированы профилактические рейды, обмен информацией, встречи с трудовыми коллективами.

В этот период спасатели обучат работников служб жилищно-коммунального хозяйства, а также специалистов, оказывающих социальную и медицинскую помощь на дому, основам безопасности жизнедеятельности, мерам по предупреждению пожаров и других чрезвычайных ситуаций, а также действиям в случае их возникновения.